Для православных христиан наступил Великий пост, предшествующий празднику Пасхи. О том, зачем нужно сорокадневное воздержание, «Комсомолка» расспросила митрополита Челябинского и Миасского Григория.
– Владыка, первый вопрос самый наивный: почему Великий пост называется великим?
– Потому что это самый продолжительный и строгий из постов. Он состоит из двух частей. Первая – Святая Четыредесятница, сорок дней молитвы и воздержания. Вторая –так называемые Святые дни, Страстная седмица, когда мы вспоминаем искупительную смерть и страдания Господа нашего Иисуса Христа. Уже после Страстной седмицы наступает главный христианский праздник, праздник Светлого Христова Воскресения. Великий пост – подготовка к этому празднику.
– Большинство знают о церковных постах только то, что в это время нельзя кушать мясо.
– Великий пост существует, прежде всего, для того, чтобы духовно исцелиться. Церковь – это духовная больница. А пост – то самое средство, которое церковь предлагает всем нам для нашего исцеления. Пост заключается не только в отказе от определенных видов пищи, но и от всякого рода развлечений, которые могут душу увести от цели поста. Он предполагает борьбу с пороками, которые в нас есть, со страстями, которые мешают нам жить. Пост заключается в том, чтобы с помощью, в том числе, и телесного воздержания победить наши духовные недуги. Вот почему пост неотделим от молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы, творения добрых дел.
– И все-таки многих отпугивает воздержание именно телесное.
– Да, соблюдающие пост не вкушают скоромную пищу – продукты животного происхождения. Это мясо, молоко, яйца. Рыба в течение Великого поста разрешается два раза – в день Благовещения и в Вербное воскресенье. В остальные дни православные христиане держат строгий телесный пост. Но хочу сразу же оговориться: телесное воздержание не должно быть самоцелью. Если оно мешает жить нормально, если мы из-за отказа от некоторых продуктов начинаем раздражаться, злиться, значит, мы постимся неправильно.
– Некоторые люди, даже искренне верующие, не имеют возможности соблюдать пост – хотя бы по медицинским показаниям.
– Церковь только призывает нас к посту. Но телесное воздержание не распространяется на детей, на беременных и кормящих женщин, на пожилых и больных людей. Степени поста есть разные, человек сам для себя должен определить меру. Конечно, сомневающемуся лучше обратиться к врачу. Если медицина не советует ограничивать себя в чем-то, православный должен посоветоваться со своим духовником и несколько ослабить телесные ограничения, налагаемые Великим постом. То же касается детей и подростков. Они должны приучаться к посту постепенно. Заставлять их не нужно, лучше воздействовать собственным примером.
– Кто вообще имеет право поститься? Что для этого нужно? Какие-то молитвы, благословение священнослужителя?
– Церковь всех призывает вступать на путь Великого поста. Что касается благословения на начало Великого поста, то все мы, православные христиане, получаем это благословение вечером в Прощеное воскресенье (в 2019 году Прощеное воскресенье пришлось на 10 марта. – Прим. ред.). Пост начинается с того, что мы просим друг у друга прощения, прощаем обидчиков, а затем звучат первые великопостные молитвы. Но если у вас есть духовник, священник, которому вы исповедуетесь, вы можете у него попросить благословения, духовного совета. Это будет только на пользу.
– Получается, «телесный» Великий пост не так уж и строг.
– Повторюсь, каждый определяет это сам для себя. Великий пост – это прежде всего борьба со злом в самом себе. Полезным может быть назван только тот пост, который приближает нас к Богу, очищает нас от греха, дарит душе мир и покой. Как измерить его пользу? Только миром, который наступает в человеке, когда он борется со своими пороками. Цель поста – преображение человека, его изменение. Если к концу поста, к Пасхе, человек стал добрее, радостнее, ощутил, что Бог любит его и прощает, – цель достигнута.
Опубликовано в газете «Комсомольская правда – Челябинск» 13 марта 2019 года