Поводом для статьи послужил фотоснимок. Его обнаружил и описал молодой челябинский краевед, научный сотрудник Государственного исторического музея Южного Урала Владислав Демаков.
Всмотримся в старинное изображение. На заднем плане – челябинский Христорождественский собор. Пространство к югу от собора запружено людьми, над которыми возвышаются хоругви. На переднем плане – несколько военных. Некоторые из них в традиционных шапочках сербских воинов – шайкачах. Учитывая, что старинный собор стоял на месте нынешнего сквера перед оперным театром, можно предположить, что фотограф находился приблизительно на пересечении современных улиц Цвиллинга и Маркса.
Что же за событие изображено на фотоснимке? Что в Челябинске делали сербские военные? По какому случаю совершался молебен? Почему на площади такое количество церковных знамён – хоругвей, принадлежащих явно не одному храму? Чтобы дать ответы, нужно вспомнить события, сотрясавшие Южный Урал в 1918-1919 годах.
Город взят белочехами
В мае 1918 года на станции Челябинск началось выступление чехословацкого корпуса. Легионеры свергли советскую власть на огромном пространстве Поволжья, Урала и Сибири. Но началось восстание именно в Челябинске. «Город взят белочехами, власть пока что с прорехами», – пел о тех временах замечательный бард Олег Митяев.
Спустя год – в мае и июне 1919 года – в Челябинске отмечалась годовщина свержения большевиков. Город уже давно не принадлежал чехословакам. Они вообще не собирались долго управлять российскими территориями, торопились вернуться домой и поэтому при первой возможности передавали власть в руки антибольшевистских сил. Так Челябинск оказался частью «белого» государства, которым управлял адмирал Колчак. Тем не менее, годовщина восстания отмечалась широко и торжественно – настолько, насколько это возможно в военное время. При знакомстве с описанием празднования в газетах «Утро Сибири» и «Вестник Приуралья» становится ясно, что обнаруженная в музее фотография сделана ровно сто лет назад – 1 июня 1919 года.
Крестный ход
Церковь приняла в праздновании первой годовщины свержения советской власти самое живое участие. В четверг, 29 мая, отмечался праздник Вознесения Господня. В этот день архиепископ Мефодий служил в Одигитриевском женском монастыре – совершил сначала литургию, затем благодарственный молебен. «Вестник Приуралья» писал, что перед молебном архиепископ «обратился к собравшимся с простым, прочувственным словом, в котором, описав разницу в состоянии жизни теперь и год тому назад, когда были у власти большевики, пригласил всех к дружной работе на помощь нашей доблестной армии, борющейся за освобождение России».
Главные торжества прошли в воскресенье, 1 июня. Улицы были празднично украшены. Владыка Мефодий совершил утром литургию в Христорождественском соборе. Затем духовенство вышло на площадь, где был отслужен благодарственный молебен с провозглашением многолетия верховному правителю А.В. Колчаку и его союзникам.
После молебна верующие крестным ходом проследовали на Братское кладбище. Фотография, как можно предположить, запечатлела начало молитвенного шествия. На погосте владыка Мефодий совершил панихиду над могилами воинов, погибших при освобождении Челябинска от большевиков. Затем в городе, на нынешней улице Воровского, состоялся военный парад (его видеозапись сейчас доступна в интернете). Вечером в городском саду прошли народные гуляния.
Свидетельство ушедшей эпохи
Для полноты картины остаётся ответить на несколько вопросов.
Кто такой архиепископ Мефодий, уже не раз упомянутый нами? Это правящий архиерей Оренбургской епархии, живший в тот момент в Челябинске из-за захвата главного города своей епархии – Оренбурга – силами красных. Владыка Мефодий духовно окормлял южноуральцев более полугода. Из Челябинска он управлял приходами в той части епархии, которая оставалась под контролем белых.
Как суровые сербы в шайкачах оказались на челябинской фотографии? У Колчака было немало иностранных союзников, в их числе и были сербы.
Как челябинцы сто лет назад воспринимали легионеров и их восстание? Разумеется, среди горожан были люди самых разных политических взглядов. Но многие жители в дни годовщины радовались вполне искренне. Так, стихотворение Георгия Ано, опубликованное на страницах «Вестника Приуралья», изображает чехов героями и избавителями. Обращаясь к русскому народу, поэт восклицает: «День тот запомни из всех дней, когда ты вольным стал, свободным, освобожденным от цепей своим же братом, чехом благородным».
Особую пронзительность, ценность и уникальность фотографии придает то обстоятельство, что менее чем через два месяца – в конце июля – в Челябинск вернулись большевики. Храбрые сербы как могли сражались за Челябинск, многие погибли в бою от рук красных. Белые потерпели поражение. Родной город навсегда покинули многие челябинцы. В числе эвакуированных был архиепископ Мефодий и несколько челябинских священников. На Южном Урале началась совершенно другая жизнь. На память о себе ушедшая эпоха оставила нам лишь несколько газетных заметок да старую фотографию.
Опубликовано в газете «Южноуральская панорама» 16 мая 2019 года