Самый протяженный, самый бедный, самый депрессивный сельский район Челябинской области – Красноармейский. В нем самое большое количество умирающих старинных храмов. Они находятся в опустевших русских селах, в которых закрыты школы, больницы, библиотеки. Вот их имена: Попово, Тавранкуль, Сугояк, Кирды, Нижнепетропавловское, Феклино, Биликуль, Теренкуль. Впервые в истории Челябинской епархии правящий архиерей принял решение – прикрепить к каждому сельскому храму хороший и крепкий городской приход. Как и для чего это будет сделано, нам рассказал митрополит Челябинский и Миасский Григорий.
– Владыка, в чьей собственности находятся сейчас старинные храмы Красноармейского района?
– Они совершенно бесхозные: нет никаких документов на здания и на землю. Эти храмы не принадлежат даже администрации района.
– Насколько реально сейчас сельским приходам самостоятельно их восстановить?
– Самостоятельно сельским приходам – нереально. Поэтому потребуется помощь городских храмов. Эти полуразрушенные храмы мною будут приписаны к городским приходам. И городские приходы постепенно займутся их восстановлением. Это будет, в том числе и привлечение спонсоров, и работа добровольцев, и другие варианты. Самое главное – создать условия, чтобы там можно было совершать богослужения.
– Почему появилась идея – «прикрепить» село к городу? Были ли примеры успешной реализации такой задумки?
– Точнее сказать, не прикрепить, а поручить городскому приходу помогать сельскому. Так часто и бывает: один приход, более сильный, помогает бедному приходу, у которого нет средств на то, чтобы провести ремонт в храме, чтобы заниматься его восстановлением. Например, к приходу Свято-Троицкого храма в Челябинске, где настоятель протоиерей Игорь Шестаков, был прикреплен храм в селе Каратабан (Еткульский район). И сельскому храму была оказана реальная помощь. Сейчас там самостоятельный приход, и это уже другая епархия.
– Как горожане относятся к подобной инициативе – взвалить на себя такое трудное дело?
– Думаю, что приход городского храма отреагирует с энтузиазмом. Молодежь прихода храма преподобного Сергия Радонежского у отца Ярослава Иванова уже этим занимается, в этом году прошел организованный им Крестный ход, посвященный восстановлению разрушенных храмов в Каслинском районе.
– Если мы восстановим древние храмы в отдалённых сёлах, смогут ли сельские приходы их самостоятельно содержать? Наберётся ли нужное количество верующих, если учесть, что в некоторых сёлах живут по 100-200 человек?
– Повторю, сельский полуразрушенный храм будет один раз и навсегда приписан к городскому храму, который будет отвечать за его сохранность, содержание и совершение богослужений. И сами верующие из Челябинска могут приезжать туда на службы. Пусть даже они будут совершаться там не так часто, но главное, чтобы богослужения проводились и местные жители видели это. Надеюсь, что с возрождением храмов возродятся и деревни.
– Большая часть подобных разрушенных храмов признана памятниками культуры регионального значения. По закону, их реставрацией могут заниматься специальные сертифицированные организации, а их услуги часто в разы дороже обычных строительных фирм. Как епархия будет решать эту проблему?
– Будем решать эти вопросы совместно с Государственным комитетом по охране памятников.
ОТ РЕДАКЦИИ: на днях стало известно, что приход челябинского храма Святой Троицы берет шефство над старинной Митрофановской церковью села Попово.
Челябинские епархиальные ведомости. 2019. №9. С. 6.