Приблизительно с 2002 года в городе Чебаркуле Челябинской области получило распространение религиозное почитание школьника Вячеслава Крашенинникова, умершего от тяжелой болезни в
«Святому отроку Вячеславу Уральскому и Сибирскому», как именуют его почитатели, был составлен акафист, написаны несколько икон, сняты фильмы, изданы книги – в частности, книга матери – Валентины Афанасьевны Крашенинниковой – «Посланный Богом». Несмотря на то, что новый культ получил жесткую оценку священноначалия Русской Православной Церкви, как псевдо-православный, на могилу покойного мальчика продолжают ехать паломники со всей страны и даже из-за рубежа. Якобы по предстательству отрока перед Господом происходят многочисленные исцеления, удостоверяемые «очевидцами». По их мнению, целебными свойствами обладают земля, камни и снег, взятые с могилы.
Происходящее продолжает беспокоить Челябинскую епархию Русской Православной Церкви. Мы беседуем об этом с руководителем миссионерского отдела Константином Владимировичем Путником.
– Константин Владимирович, известно, что Вы выезжали на место событий…
– Действительно, 2 ноября 2007 года по благословению священноначалия Челябинской епархии я выезжал в г. Чебаркуль, где встречался с настоятелем местного Свято-Вознесенского храма отцом Дмитрием Егоровым, а также с почитателями Вячеслава Крашенинникова и его мамой – Валентиной Афанасьевной. Экспертной комиссией, образованной при миссионерском отделе, были изучены доступные литературные материалы об отроке Вячеславе, в частности, две книги о нем, написанные в разное время Л. Н. Емельяновой и В. А. Крашенинниковой. С нашей точки зрения, никаких оснований для религиозного почитания Вячеслава Крашенинникова не было и нет. Если отнестись серьезно к тому, что написано в книгах о нем, речь может идти о целом ряде ересей и заблуждений, и о формировании на этой основе псевдоправославной группы, использующей православную символику и обрядность, но не имеющей никакого отношения к Православной Церкви.
– Но ведь в Православной Церкви почитаются многие святые дети. Не может случиться такого, что, отвергая «святого» Вячеслава Крашенинникова, Церковь отвергает Божиего угодника, чья святость удостоверяется, в частности, чудесами, исцелениями?
– Феномен детской святости действительно существует в Православной Церкви. О ней мы можем судить, прежде всего, по сохранившимся житиям. Так вот, изучение детской житийной литературы православными специалистами позволяет выявить несколько существенных, общезначимых моментов. Во-первых, говорят они, святые дети – это, как правило, дети, вымоленные бездетными родителями и потому с детства посвящаемые Богу. Во-вторых, это дети из благочестивых семей. В-третьих, это дети, с младых ногтей знакомые с разного рода лишениями, страданиями; они очень часто терпят нужду, издевательства, над ними насмехаются. В-четвертых, этим детям не свойственно то детское поведение, к которому мы все привыкли: они сторонятся шумных компаний, игр. В-пятых, это ни в коем случае не вундеркинды, не дети «индиго», скорее, наоборот: их отличает некая интеллектуальная «тупость». Они тяжело, с усилием учатся. Но однажды, вследствие острого мистического переживания, ум их словно пробуждается; они начинают учиться легко и скоро обходят сверстников. Наконец, богоизбранность ребенка имеет, как это ни странно, возрастной рубеж: она обозначается к 12 годам, не раньше. Не знаю, почему, но это так. Возможно, это связано с важной вехой в жизни нашего Спасителя, именно 12-летним мальчиком самостоятельно пришедшим в храм (Лк., 2: 42). Обратите внимание, мы почти ничего не знаем о детстве Иисуса Христа; так называемое «Евангелие детства» было отвергнуто Церковью, как недостоверное, и ныне известно только в качестве апокрифа… Указанные критерии детской святости, вероятно, не стоит абсолютизировать, считать однажды и навсегда установленными правилами. Таким исключением, конечно, являются дети-мученики – в этом случае, возраст значения не имеет, и, как известно, наша Церковь чтит и святых Вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода, и многих русских святых деток, принявших смерть за Христа, и, например, 8-летнего Иоанна Пекинского, этнического китайца, убитого за исповедание православной веры во время боксерского восстания в Китае, многих, многих других.
Но все-таки необходимо понимать, что ни один из указанных критериев к отроку Вячеславу не подходит. Возможно, подсознательно понимая это, группа почитателей поспешила объявить его даже не мучеником, а – великомучеником, т. е. отроком, принявшим великие муки за Христа. Иначе, как нелепостью, граничащей с кощунством, я это назвать не могу: Вячеслав Крашенинников скончался от тяжелой болезни, за исповедание Христа его никто и никогда не преследовал, не карал. Ставить его в один ряд со святыми отроковицами Верой, Надеждой и Любовью, со святым Кириком, с ритуально убиенными младенцами никак нельзя.
– Чем же тогда объяснить деятельность чебаркульской группы?
– Причин много, они указаны и в экспертном заключении, и в заявлении нашего миссионерского отдела 2007 года, и в обращении владыки Иова – правящего архиерея Челябинской епархии в тот период времени, и в книжке «Бабьих басней отвращайся…», переиздание которой готовится. Все эти документы опубликованы, они не утратили своей актуальности и практически не нуждаются в уточнении или пересмотре. Наша Церковь переживает сейчас период неофитства: в храмы зачастую приходят люди с развитым самолюбием, стыдящиеся признаться в своем невежестве и не желающие учиться. Такие люди склонны подменять Бога своей – удобной – интерпретацией Бога, поклонение Ему – поклонением святым, спасительные церковные Таинства – магическим ритуалом. И особенно горько видеть, когда на поводу у таких людей – как правило, очень крикливых, амбициозных и, как правило, женщин – идут некоторые священники. Очень хочется надеяться, что все эти болезни удастся, если и не преодолеть полностью, то хотя бы смикшировать, ослабить их последствия. Противоядие есть: трезвомыслие. Однако оно требует серьезных внутренних усилий – духовных, интеллектуальных, а такие усилия не всем по вкусу.
– Последний вопрос, Константин Владимирович… Кем все-таки, на Ваш взгляд, был Вячеслав Крашенинников?
– Литературный, виртуальный Вячеслав Крашенинников, описанный своей матерью и последователями, наверняка сильно отличается от подлинного Славика. Каким он был в действительности, сказать трудно. Есть в его жизнеописании настораживающие моменты, вроде слышания «голосов», но мне о них говорить не хочется. А хочется думать, что это был обычный ребенок с развитым воображением, очень впечатлительный и очень болезненный: ему ведь и прививки-то не все поставили, если верить маме, а время было советское и за этим следили очень строго. Онкологическое заболевание, от которого он умер, тоже развивалось постепенно: и те периоды слабости, которые эпизодически случались со Славиком, были, думается, не «борьбой с бесами», как это пытаются представить его современные почитатели, а, скорее всего, первыми манифестациями болезни. Возможно, что мама не придавала этому значения. Возможно, были и другие обстоятельства. Я консультировался со специалистами, и мне было сказано, что заболевания такого рода вообще тяжело диагностируются – даже на том супер-оборудовании, которым располагают современные клиники. А мы-то говорим о периоде не самом лучшем в истории нашей медицины: вспомните, что это были за годы… В итоге болезнь оказалась запущенной и свела-таки мальчика в могилу. Могу прибавить к этому, что отрок Вячеслав был крещен, Церковь от него, несмотря на духовные извороты взрослых тёть и дядь, не отворачивается, молится об упокоении его души и это же призывает совершать всех, кому он действительно дорог.
«Челябинские епархиальные ведомости», №6(41)