«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: «Ты Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Мк 1, 4-11)
Крещение – любимый всеми праздник. В этот день о Боге вспоминают даже те люди, которые в обычной жизни от Церкви далеки. Одни выстраиваются в длинную очередь с пластиковыми бутылками, чтобы пополнить запас святой воды на весь год, другие же, те, кто обладает смелостью и здоровьем, ныряют в прорубь – «во иордань».
Но многие ли понимают смысл этого торжества?
Те, кто открывает церковный календарь, знают, что у праздника этого двойное название – Крещение Господне и Богоявление. Эта двойственность наиболее полно раскрывает смысл праздника, она дает ответ на вопрос: зачем крестился Христос?
Взял на Себя грехи наши
Смысл первый – смирение Господа. То, к чему призывает Иоанн, – «крещение покаяния для прощения грехов». Но в чем каяться Христу – Богу и Человеку, который ни к какому греху не причастен? И, тем не менее, крестясь, Спаситель берёт на Себя грехи мира.
«Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми – без исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении, с каждым из нас... – пишет известный богослов прошлого столетия протопресвитер Александр Шмеман. – Он, Спаситель, – с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти».
Как всегда в Евангелии, читающему дается не только свидетельство о священном событии, но и нравственный урок. А с каким сердцем мы приступаем к покаянию? Стоит человек в очереди на исповедь и перебирает в уме свои прегрешения: да, накричал, но по делу, да, нарушил пост, но меня соседи творожком угостили. И выходит, что сам ни в чем не виноват, всюду подталкивали другие, так уж мир живет. Пусть даже человек назовет эти грехи, батюшка прочтет разрешительную молитву, только разве с таким настроением – покаяние? Вспомнить бы человек, как каялся за грешников Христос, сострадая им.
Освящается вод естество
Смысл другой – Богоявление, воссоединение падшей природы и Божественного. «Днесь освящается вод естество», – поет Святая Церковь. Для тех времен дело невиданное: ведь даже Красное море раздвигалось по велению Господа, чтобы пропустить израильтян, но, тем не менее, вода не освящалась (даже превращение воды в вино в Кане – не совсем то).
Современные ученые говорят, что человеческое тело на 60% состоит из воды. Но не об этом речь, конечно. А просто, если вода – самое простое вещество смогла стать святой, значит освятиться может и любая другая материя. А то, что свято – не может быть мертво, значит, тело человека должно воскреснуть. «В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни», – пишет отец Александр Шмеман. Недаром в первые века христианства Рождество Христово и Богоявление отмечались в один день, чем подчеркивалась тайна вочеловечения Спасителя.
На что еще похоже эта «двоица» – Крещение и Богоявление? На смерть и воскресение. На таинства Исповеди и Причастия. Недаром святая вода – «агиасма» служит неким прообразом Святых Даров, и тем, кто отлучен от Причастия, разрешается ее вкушение.
К чему призван в таинстве Крещения обычный человек? Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Что именно за крест нам предназначен, мы, как правило, сразу сказать не можем. Но этого и не нужно. В таинстве Крещения мы становимся христианами, то есть обещаем быть верными Христу, исполнять Его, а не свою волю. В чем же это выразится конкретно – будет видно. Это потребует от нас смирения, перемены своей души («метанойя» – по-гречески «покаяние»), но в итоге приведет к единению с Богом и воскресению для вечной жизни в Его Царстве.
Наивные вопросы
– Говорят, что 18-го числа, накануне, бывает вода «богоявленская», а 19-го «крещенская». Какая лучше? Нужно ли набирать и ту, и другую?
– Разницы никакой нет абсолютно. И в тот, и в другой день вода освящается «великим чином», а во все остальные дни года – малым. Кстати, не стоит забывать, что в нашей Церкви празднование начинается с вечера предыдущего дня.
Набрать можно и той, и другой – отчего же нет? Только представьте себе, что придется толкаться у чана с водой, стоять в очередь; а кому-то за вашей спиной ждать придется дольше, в ином же храме тем, кто стоит последними, воды может не хватить.
Обычно правило простое: если мирянин молился вместе с батюшкой во время молебна об освящении воды, то конечно стоит ее набрать. Если же молились другие, а человек просто протянул пластиковую бутылку – будь что будет.
Кстати, в кафедральном соборе, святая вода будет раздаваться целую неделю после праздника Богоявления, и можно набрать ее и 20-го, и 25-го числа без всякой очереди.
– Если святой крещенской воды осталось чуть на донышке бутылки, а на календаре – июль, можно ли разбавить её?
– Конечно, ведь освящается естество воды, а не меняется ее химический состав. Все мы знаем, например, что при неаккуратном хранении, крещенская вода может и «зацвести» (является ли это указанием на грехи или нет – другой разговор). Но от этого она не становится менее святой.
– Если в крещенскую ночь «освящается вод естество», так может лучше набрать воды из крана и в церковь не ходить?
– Конечно, если человек живет в глухом лесу, прикован к постели или сидит в тюрьме, ничего иного ему не остается. Но если есть возможность пойти в храм – как можно этим пренебрегать?
Господь устроил так, что вода освящается при участии человека, по его молитве. И не только священник, но и все миряне, вся церковная полнота участвует в освящении воды. Ведь все вместе мы составляем Церковь – единое Тело Христово.
– Нужно ли нырять в прорубь? Некоторые говорят, что погрузиться в воду нужно ровно в крещенскую полночь, и к городским озерам в этот час устремляются потоки машин, даже пробки на дорогах. Обязательно ли нырять ровно в 12, как пить шампанское в Новый год под бой часов?
– Погружение в прорубь – во Иордань – всего лишь благочестивый обычай. Стоит иметь ввиду, что установлен он в Средиземноморской полосе, где реки не замерзают.
С другой стороны, это красивый обычай. А молодежь как бывает довольна таким приключением! И вера, и смелость, и горячая молитва – все проявляется здесь.
Стоит однако прислушиваться к рекомендациям врачей, и избегать ныряния в прорубь тем, кто страдает простудными, сердечно-сосудистыми заболеваниями, другими хроническими хворями. Представьте себе, погрузился человек, а у него лопнул сосудик – инсульт, или закровоточила язва желудка. Можно и погибнуть.
Что же касается стремления нырнуть ровно в полночь – это суеверие. В полночь начинается богослужение в храме, утреня, за ней – Божественная литургия, потом батюшка с крестным ходом идет на водоем, к «иордани» и освящает воду в проруби. Вот тогда нужно нырять! В зависимости от графика, в разных храмах это может произойти в три часа ночи, и в десять утра.
Нырять же не ради молитвы, а просто так, ради здоровья – рискованно и бессмысленно. Моржи ныряют, но закалка требует усилий и времени. А уж погружение в иордань в пьяном виде до добра точно не доведет.
Фотография: Татьяна Выборнова, "Крещенские купания"