Василий Михайлович Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновская Ейского уезда Кубанской области в семье казака. Михаил и Агафья Носовы были ревностными христианами. Вечерами всей семьей молились, по праздникам и в воскресные дни шли в храм. Василий с юных лет любил церковную службу и мечтал принять сан. Окончив церковноприходскую школу, он выдержал экзамен на звание учителя народной школы.
В 1908 году Носовы переселились в Кустанайский уезд Тургайской области. Приходы региона относились к Оренбургской епархии. Решив посвятить себя служению Богу, Василий направился в Оренбург, где поступил в пастырско-миссионерскую школу при архиерейском доме.
В 1915 году епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) рукоположил отца Василия в сан священника. Перед этим он женился. Избранницей Василия Михайловича стала выпускница женского епархиального училища, певчая церковного хора Анастасия Павловна Шеламихина.
Служил батюшка в Кустанайском уезде: сначала в Успенском храме поселка Варваринский, а с января 1916 года – в Покровской церкви поселка Станционный. Паству отца Василия составляли переселенцы из южных губерний. Он преподавал их детям Закон Божий. Занимался и миссионерством, так как среди переселенцев было немало сектантов
В канун революции приходы уезда стал окормлять епископ Кустанайский Дионисий (Прозоровский), с которым у отца Василия сложились добрые отношения. 30 сентября 1919 года владыку Дионисия назначили епископом Челябинским и Троицким. Вскоре отец Василий получил перевод в Миасс, где стал клириком храма апостолов Петра и Павла.
Советская власть с первых лет взяла курс на борьбу с «религиозными предрассудками». Желая ослабить Церковь, государство в 1922 году спровоцировало обновленческий раскол.
Епископ Дионисий не признал обновленческого Высшего церковного управления. Посещая приходы Южного Урала, он говорил, что считает обновленцев отпавшими от Церкви. Слово владыки Дионисия было очень весомо для батюшки. Отец Василий не принял нового течения и стал мешать захвату обновленцами Петропавловского храма. За это его направили на принудительные работы – несколько месяцев священник валил лес в пяти верстах от Миасса.
Вернувшись, батюшка вновь служил в Петропавловском храме. Прихожане любили его за благочестие и доброту. В проповедях отец Василий уделял особое внимание молитве. «Молитва, − говорил он, − соединяет человека с Богом, она является дыханием для человека, без Церкви и молитвы не может быть веры».
Собственных детей батюшка воспитывал строго. Когда он готовился к Литургии, домашние старались вести себя как можно тише.
В 1930 году пастыря обвинили в антисоветской деятельности и критике колхозов, но он не признал вины. Угодника Божия отправили в Вишерский лагерь, а затем на строительство Беломорско-Балтийского канала.
«Земля завалена огромными валунами, кругом топи, болота, да еще зима с карельскими морозами и полярной ночью, – рассказывал впоследствии отец Василий. – А норма − два кубометра гранитной скалы, которую нужно разбить и вывезти тачкой. Работали в три смены, даже ночью. Кормили холодной баландой и полумерзлым хлебом, обедали порой на улице, бывало, что и спали на снегу. Молиться приходилось на ходу. Везешь тачку, а сам про себя молишься: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, укрепи и сохрани. Пресвятая Богородице, спаси и помилуй мя».
Через пять лет отца Василия досрочно освободили. По возвращении домой узнал, что храм Петра и Павла, где он служил до ареста, закрыт (вскоре его снесли). Служить в другом храме отец Василий не мог, так как Комиссия по религиозным культам Челябинского облисполкома отказалась его регистрировать.
Чтобы прокормить семью, батюшка плотничал. Иногда по просьбе верующих совершал на дому требы. Ему советовали уехать из Миасса, чтобы избежать нового ареста. Священник отвечал: «Господь не прятался от своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там как Бог даст, на все святая воля Его».
17 февраля 1937 года отец Василий был арестован и заключен в челябинскую тюрьму. В этот момент в семье было восемь детей, Анастасия Павловна была беременна девятым (дочь Галина появилась на свет в апреле). Священномученику приписали членство в «Партии угнетенных христиан» – придуманной чекистами «контрреволюционной повстанческой террористической организации церковников». Несколько месяцев следователи фабриковали дело, выбивали из арестованных «признания». Многие сдавались: оговаривали себя, клеветали на других.
Отец Василий был один из немногих, кто так и не признал своей вины. В июле состоялся суд, на котором он вновь заявил, что не вел антисоветской агитации и не был членом никаких контрреволюционных организаций.
Сначала епископа и священников, проходивших по делу, приговорили к различным срокам заключения, но затем дело пересмотрели. 2 октября 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Челябинской области вынесла участникам вымышленной организации смертные приговоры. Всех их расстреляли 4 октября. Карательные органы в то время хоронили казненных в старых шахтах на окраине поселка Шершни (это место называют Золотой горой). Вероятно, там, в безвестной могиле, был погребен и священномученик Василий Носов.
Семья долго не знала, что отца Василия нет в живых. Родным сказали, будто он приговорен к десяти годам лагерей, затем сообщили об его смерти в заключении. В 1960 году священник реабилитирован по делу 1937 года, в 1990-м – по делу 1930 года. О том, что он расстрелян, а не умер в лагере, близкие узнали только после крушения Советского Союза.
Детство сыновьям и дочерям отца Василия досталось нелегкое, но все они стали достойными людьми. Ольга всю жизнь работала врачом-педиатром, Мария – учителем математики. Дмитрий занимался геологоразведкой. Юрий вернулся с войны живым, жил в Белоруссии. Борис успел окончить два курса сельскохозяйственного института, погиб на фронте. Серафим трудился на предприятиях Миасса. Павел выучился на инженера, работал на Миасском автозаводе. Екатерина была патентоведом в челябинском Гипромезе. Галина преподавала английский и русский языки. Вдова отца Василия после войны была певчей в Троицком храме Миасса. В последние годы жила в Челябинске, похоронена на Градском кладбище.
В 90-х годах ульяновский исследователь Людмила Куликова встретила имя отца Василия в рукописях преподобноисповедника Гавриила Мелекесского (об его приездах в Челябинск – публикация «Духовная дочь святого Гавриила» в предыдущем номере). Отец Гавриил познакомился с отцом Василием в лагере в первой половине 30-х годов. «Священник из Миасса, кроткий, смиренный и благочестивый. Безропотно нес он тяжелый крест свой, с любовью подчиняясь воле Божией», – писал о батюшке святой Гавриил.
Заинтересовавшись судьбой отца Василия, Людмила Куликова приехала в Челябинск, где познакомилась с его дочерью Екатериной и другими потомками, начала сбор материалов о священнике. В 2003 году статью Нины Чистосердовой «За что расстреляли батюшку Василия?» опубликовал «Челябинский рабочий». В 2007 году статью Людмилы Куликовой о священномученике разместил журнал «Русский дом». Все шире становилась известность отца Василия среди православных южноуральцев. К поиску сведений о нем подключились священник Челябинской епархии Алексей Туранин и его супруга Елена. Огромную помощь оказали архивисты Николай Антипин и Галина Кибиткина. Изучались документы Объединенного госархива Челябинской области и Архива Златоустовского городского округа.
Исследователи создали солидную документальную базу. В Синодальную комиссию по канонизации святых передали 10 томов цветных копий документов 30-х годов. О канонизации ходатайствовал Архиерейский совет Челябинской митрополии во главе с митрополитом Челябинским и Миасским Алексием, и недавно Священный Синод принял положительное решение.
«Не только Челябинская область, но и весь православный мир обрел еще одного угодника Божия, который ходатайствует о нас перед престолом Господним. Священномученик Василий – пример верности Богу в безбожные времена», – говорит митрополит Алексий.
Днем памяти святого стала дата его расстрела – 4 октября. Имя священномученика Василия Носова вошло в Собор святых Челябинской митрополии.