Выпускники школы звонарей, действующей при челябинском храме Иоанна Воина, посетили колокольный завод в Каменске-Уральском Свердловской области. Поездка, которую возглавил руководитель школы Андрей Васильевич Курбатов, состоялась 4 июня.
Каменск-Уральский называют колокольной столицей. Уже 16 лет здесь проходит всероссийский фестиваль колокольного звона. В этом году он состоится 10 июля. А заводу по изготовлению колоколов «Пятков и компания» осенью 2021 года исполнится 30 лет.
«Всего в России работают четыре крупных завода по производству колоколов: Воронежский завод, завод братьев Шуваловых в Тутаеве Ярославской области, московский завод “Литэкс” и уральский завод “Пятков и компания”, – рассказывает Андрей Васильевич Курбатов. – По пятницам на каменск-уральском заводе идёт отливка колоколов, потом они остывают, затем их чистят и шлифуют. Сегодня мы увидим, как будут заливать 156-килограммовый колокол для челябинского храма в честь иконы Божией Матери “Нечаянная радость”. Всего в этом храме будет 8 колоколов, 7 уже отлиты».
У проходной звонарей из Челябинска встречал хозяин предприятия Николай Геннадьевич Пятков. Он провёл для гостей интереснейшую экскурсию.
Осмотр литейного производства начали со специального хранилища образцов изображений Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых, которые будут отлиты на колоколах. Николай Пятков показал форму иконы Божией Матери «Нечаянная радость» для колокола челябинского храма, изготовленную художником завода Андреем Ворожейкиным вручную. В истории завода эта икона заказана впервые, иконописец кропотливо трудился над спецзаказом несколько недель.
Обычно на колоколах изображают иконы или тех святых, в честь которых и назван храм, заказавший колокол. Пластину аккуратно покрывают несколькими слоями горячего воска.
В это время в соседнем цехе плавится металл в 10-тонной печи. Годится только высококачественное сырьё.
Литейщики работают в паре. Один поднимает заслонку печи, второй готовится сгружать металл. Слив меди в ковш – одна из самых опасных стадий производства колокола. Пока из печи сливаются остатки меди, рабочие кидают в разливочный ковш плитки олова, которые бесследно растворяются в бурлящей массе. Температура достигает 1050 градусов. После этого с помощью крана ковш переносят к колоколам. Перед разливкой рабочие еще раз очищают металл от шлаков. И вот наступает самый ответственный момент производства. Формы выставлены в ряд. От аккуратности литейщиков зависит результат двухнедельной работы двадцати человек. После заливки колокола оставляют в покое на несколько дней.
Кузнец Александр Капитонов показал экскурсантам мастер-класс по изготовлению маленького языка для колокола. Динамично, ловко, под своеобразную музыку молота мастер взял щипцами квадратную стальную заготовку и за одну минуту изготовил круглый язык.
На обратном пути звонари заехали в село Булзи в храм Покрова Пресвятой Богородицы.
«Впечатления от поездки незабываемые, – говорит Екатерина Лисовская, звонарь челябинского храма святого благоверного князя Александра Невского. – Я впервые побывала в литейной мастерской, прикоснулась к секретам технологии изготовления колоколов. В Булзях поднялись на колокольню, такой вид красивый открылся на речку, лес, аж дух захватывает. Оставила монахиням женской общины свой рисунок колокольного звона. С нового учебного года буду сама вести школу звонарей при Александро-Невском храме».
Школа колокольного звона работает при челябинском храме святого мученика Иоанна Воина (проспект Победы, 307 «Б») с 2016 года. А с 2020-го её филиалы действуют при храмах апостолов Петра и Павла в Сосновке и благоверного Александра Невского в Челябинске.
Варвара Сорокина