Челябинская митрополия Русской Православной Церкви
Патриарх
Митрополит
Митрополия
Челябинская епархия
Образование
Публикации
Смотреть видео
Слушать радио
Читать периодику
  • Последние новости
  • Общецерковные новости
  • Обозрение СМИ
СТРОИМ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВМЕСТЕ Нужна помощь
Актуально
12.07.2025 16:37:42
Митрополит Алексий: «Мы должны быть горячими в вере»
В праздник первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Алексий совершил Божественную литургию в Петр...
10.07.2025 18:11:23
Митрополит Алексий поздравил супружеские пары Южного Урала
10 июля в зале камерной и органной музыки «Родина» прошла церемония в честь Дня семьи, любви и верности.
09.07.2025 15:00:54
Парад Семьи собрал три тысячи участников в Челябинске
Вечером 8 июля, в день семьи, любви и верности, участники Всероссийского Парада прошли колонной от памятника И...
07.07.2025 15:30:25
Владыка Алексий: «Мы должны доверять Богу»
7 июля, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Челя...
  • Главная
  •  / 
  • Обозрение СМИ

Чтение для детей — секрет успеха

 Версия для печати
06.07.2023 12:51:37

Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребенку стать умным и успешным — у них в руках. И оно не требует ни знания методик, ни больших капиталовложений, ни дорогих гаджетов. Только времени и желания. Чтобы обеспечить здоровому ребенку хорошее развитие речи и интеллекта, с ним надо много разговаривать, много ему читать и много с ним играть. Причем главное, конечно, читать. Это ужасно правильные слова, а правильные слова мы обычно что? — вот-вот, пропускаем мимо ушей.


Но, может быть, имеет смысл подкрепить правильные слова данными научных исследований.


Мы привыкли считать, что образование — дело дорогое. Что у детей из состоятельных семей и у детей высокообразованных родителей гораздо больше фора на самом старте и куда больше образовательных возможностей. Но оказывается, что для хорошей учебы в школе не так важно, из бедной семьи ребенок или из богатой, высшее у его родителей образование или всего несколько классов. Важно только одно: сколько с ним разговаривают в раннем детстве и как. Этой теме, например, посвятили несколько научных работ американцы Бетти Харт и Тодд Рисли; данные их исследований показывают, что школьные успехи 9-10 летних детей прямо зависят от того, сколько с ними говорили в возрасте до 3 лет, а не от того, сколько получает папа и есть ли у мамы докторская степень. Родители самых успешных школьников могут быть какими угодно по уровню образования и доходов, но их всех отличает одно: они очень много и осмысленно разговаривают со своими детьми.


Чем ниже культурный уровень семьи — тем меньше с ребенком говорят, тем бессмысленнее ответы на его вопросы («Почему вода мокрая?» - «по кочану» или «отстань»), тем больше всяких «не лезь» и «нельзя» приходится на одну положительную просьбу вроде «сходи туда-то» или «сделай то-то». Барбара Тизард и Мартин Хьюз в 1984 году обратили внимание, что более социально благополучные матери обсуждают со своими детьми больше разных тем и реже игнорируют их вопросы. А Джери Брофи в 1970 году выяснил, что, напротив, менее социально благополучные матери, помогая детям сортировать игрушки, дают меньше объяснений и больше указывают на ошибки.


А вот когда родители начинают читать детям — всякая социальная разница между ними стирается. И богатые, и бедные, и образованные, и необразованные в это время ведут себя одинаково: как хорошие родители. Все они дружелюбно и конструктивно взаимодействуют с детьми, не одергивают их, не ограничиваются запретами и приказами, а много разговаривают, задают вопросы сами и адекватно отвечают на вопросы детей. Эрика Хофф-Гинсберг пишет, что именно при чтении книг речь родителей становится богаче и разнообразнее, а ответы, которые они дают детям, побуждают детей развивать тему дальше. Именно такой (как ученые говорят, интерактивный) стиль общения с ребенком и закладывает фундамент для развития речи и хорошей учебы: дети учатся сложным мыслительным операциям.


Больше того: именно от этого зависит в дальнейшем, как и сколько дети будут читать, как понимать прочитанное — и насколько легко им будет учиться.


Но, может быть, когда они научатся читать — пусть читают сами? Хватит, большие уже? «Пусть сам читает, он уже умеет», — услышала я недавно от родителей первоклассника.


Американский журналист и неутомимый пропагандист чтения детям вслух Джим Трелиз считает иначе: «Чтение вслух - это реклама чтения. Макдональдс же не перестает себя рекламировать, хотя все знают, что он есть».


Умение понимать на слух у детей формируется раньше, чем умение читать (понимать услышанное дети учатся примерно с рождения до пяти с половиной лет, а понимать прочитанное— с пяти с половиной до тринадцати). Слушать им легче, чем читать, — особенно пока чтение не стало для них легким, автоматическим процессом. До этих пор они слишком много сил тратят на расшифровку и понимание прочитанного — и слишком мало остается удовольствия, ради которого все и затевалось. Однако дети вполне могут понять на слух книгу, которую еще не смогут прочитать сами. Поэтому еще одна важная причина читать подросшим детям — это «расширить меню», по выражению Трелиза. Если хотите, чтобы ребенок узнал, о чем говорится в вашей любимой книге, — читайте ему сами. «Девятилетка только что прожил два тяжелых года обучения, тестирования, работы, — теперь он умеет читать, но думает о чтении как о тяжком труде», — говорит Трелиз.


Все это становится особенно важно, если ребенку трудно читать — из-за плохого зрения, например, или из-за дислексии. Тогда чтение вслух — это и совместная работа, и общее удовольствие, и возможность осилить школьную программу, и открытая дверь в мировую культуру. А главное — это тихое, уютное, счастливое домашнее занятие, остров безопасности среди бушующих школьных страстей, среди эмоциональных водоворотов подросткового периода. Это и возможность поговорить со своим подросшим ребенком, и обсудить трудные вопросы с безопасной дистанции, на примере литературных героев.


Удивительно, насколько легко родители подрастающих детей сдают свои крепкие родительские позиции, жертвуя самым счастливым, самым домашним, самым теплым занятием, препоручая его учителям и нянькам, учебным центрам и развивающим студиям. И оставляя себе все самое унылое, самое невкусное, самое скучное: контроль за успеваемостью, уроки и бодания по поводу уборки в детской.


Сайт журнал Фома 

Назад
© 2025

ЦПРО Челябинская Епархия Русской
Православной Церкви. Все права защищены.


intec
Вы можете связаться с нами:
Адрес: 454084, г.Челябинск, Кыштымская, 34
Телефон: +7 (351) 727-11-07
E-mail: eparhia74@mail.ru

Мы в соц. сетях


Яндекс.Метрика