За Божественной литургией звучит множество песнопений. Однако непривычному к церковному пению человеку бывает трудно понять, о чем именно в них идет речь. Разбираемся в слайдах журнала «Фома».
Три песнопения — антифоны. Чаще всего исполняются псалмы «Благослови, душе моя, Господа» (псалом 102) и «Хвали, душе моя, Господа» (псалом 145). В некоторые праздничные, а в ряде храмов и в будние дни вместо этого поются избранные фразы из других псалмов с присоединением особых припевов. Третий антифон включает в себя евангельские заповеди блаженств и называется «Блаженны», поскольку каждая его фраза начинается с этого слова. Между вторым и третьим антифоном поется гимн «Единородный Сыне», кратко излагающий учение Церкви о двух природах Христа — Божественной и человеческой. Между антифонами в храме звучат ектеньи.
Ектенья по-гречески означает протяженное, сугубое моление. Она строится по принципу кратких молитвенных просьб, которые произносит диакон (или, при его отсутствии, — священник), а хор отвечает: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектенья бывает нескольких видов: великая — начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая — начинается «Рцем вси, от всея души…»; просительная — в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи», и малая — состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т. е. «снова и снова»).
После антифонов происходит малый вход. Диакон с Евангелием и священник входят в алтарь, а хор поет «"Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуия». После слов «Сыне Божий» следует соответствующая празднику вставка. На буднях — «во святых дивен Сый», в воскресные дни — «Воскресый из мертвых», в дни памяти Божией Матери — «молитвами Богородицы» и т. д. Затем поются тропари и кондаки — короткие песнопения, посвященные святым этого дня или празднику. Затем — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или, иначе, «Трисвятое». На Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, на Пасху и Пятидесятницу «Трисвятое» заменяется на «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».
Херувимская песнь звучит после окончания литургии оглашенных. Она описывает служение ангелов у Божьего престола и состоит из двух частей. Первая начинается словами «Иже херувимы» и поется медленно и протяжно, вторая — фразой «Яко да Царя» и исполняется быстро и энергично. Во время пения Херувимской песни совершается великий вход, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Это своеобразный переход от подготовительной части к Евхаристическому канону.
Канон начинается словами священника: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити», на что хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Далее после краткого диалога священника и хора священник призывает возблагодарить Бога, а хор ему отвечает: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Далее в ответ на возгласы священника хор поет «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних» и «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи. И молим Ти ся, Боже наш». Во время последнего песнопения происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
В разных приходах сложились разные традиции, но абсолютно в любом храме и за любой литургией дважды все прихожане присоединяются к певчим. Первый раз — перед Евхаристическим каноном во время исполнения «Символа веры». Второй раз — это общее пение молитвы «Отче наш». В некоторых приходских общинах, впрочем, допускается более активное вокальное участие прихожан в богослужении.
Почти. Последнее протяженное песнопение Евхаристического канона посвящено Богородице. Чаще всего это известная молитва «Достойно есть...». В праздничные дни и во время Великого поста на литургии Василия Великого поются другие молитвы в честь Божией Матери, которые называются «задостойники» — то есть в буквальном переводе «песнопение, исполняемое вместо “Достойно есть”». Далее после ряда возгласов священника следует просительная ектения и, наконец, пение «Отче наш».
После пения «Отче наш» закрывается алтарная завеса и в алтаре происходит причащение священнослужителей, а хор поет причастен — краткий стих, взятый чаще всего из псалмов с троекратным «Аллилуия» в конце. Потом, когда происходит причащение прихожан, хор поет «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».
Священник благословляет собравшихся, а хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть», затем наступает черед благодарственной песни: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи...». После заамвонной молитвы священника певчие прославляют Бога словами: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». В завершение литургии после отпуста поется многолетие Патриарху, стране и всем православным христианам.
Журнал Фома