В нашу жизнь вслед за пандемией стремительно входит многообещающее средство борьбы с ней – система QR-кодов. Безусловно, мера технически сложная, громоздкая и не вызывающая восторга у населения. Есть ли ей альтернатива? Практика полного карантина, локаута (назовем, как угодно) показала свою крайнюю обременительность для экономики, административной и социальной сфер. Выбор очевиден: сделать локаут, по возможности, адресным, точечным. И, кажется, решение найдено: каждый человек, поставивший прививку или переболевший, или имеющий бесспорные основания для медотвода получает подтверждающий эти обстоятельства документ, который, как принято в наш постиндустриальный век, имеет электронную версию, техническим средством доступа к которой и является пресловутый QR-код. Люди, его не имеющие, подвергаются определенным ограничениям.
Данная система, при всей очевидности причин ее введения и прозрачности применения, вызвала у части православных христиан опасения в своей духовной безопасности. Причины этого вполне понятны. Церковное сознание включает в себя ряд концепций, которые перешли на уровень архетипического. Верующий человек живет в сакральном времени, ощущает живую связь с событиями священной истории, и поэтому любой социальный процесс будет вызывать у него архетипическую актуализацию. Одна из таких архетипических концепций состоит в том, что православные знают, что когда-то придет антихрист, и с ним будет связана некая печать. Введение QR-кодов тут же было с ней соотнесено. В принципе, проблема для Русской Православной Церкви не новая. Ситуация очень сходна с тем, что наблюдалось при обеих паспортизациях – имперской и советской, при введении российских паспортов, и при внедрении ИНН. Но нынешние QR-коды имеют в этом ряду уникальную особенность: они теснейшим образом связаны с пандемией и вакцинацией, то есть для получения нового вида документов человек должен допустить прямую манипуляцию со своим телом или убедительно доказать ее невозможность. Да и ограничения в правах обсуждаются более серьезные, чем для отказавшихся в свое время от ИНН.
Опять встает вопрос «Не это ли та печать»? Но взвешенный, богословски корректный ответ неизбежно будет «нет»! Почему? Всё очень просто. Нужно ли для того, чтобы поставить прививку или получить медотвод, подтвердить согласие с теми или иными религиозными, философскими или политическими идеями? Нет. Святоотеческое мнение о печати антихриста однозначно состоит в том, что она фиксирует факт сознательного отречения человека от Христа. Принятие печати антихриста связано с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ведет к гибели. Преподобный Нил Мироточивый (XVII век) считал, что текст печати будет такой: «Я твой есмь» – «Да, ты мой еси». – «Волею иду, а не насильно». – «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно».
Из изложенного следует, что насильственное либо тайное техническое или медико-биологическое наложение печати антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, не может отлучить его от Бога. Церковь хранит слова святого апостола Павла: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38-39).
Любители ужасаться и выискивать тайные зловещие смыслы впадают в грех суеверия, то есть неразличения мирского и духовного, приписывания первому свойств, которыми может обладать только второе. Не об этом ли слова апостола Иоанна Богослова, называющего «боязливых» в числе тех, для кого спасение невозможно (Откр. 21: 8)?
Пандемию нужно остановить. И одно из необходимых для этого действий – воздать кесарево кесарю. Нынешняя российская власть не требует ни от кого обозначать свою религиозную позицию для установления возможности совершения каких-либо социально значимых действий. Приснопамятный старец Иоанн (Крестьянкин) считал, что наложение печати будет лишь после прихода к власти единого мирового правителя. Предписания врачей также необходимо соблюдать – и здесь Господь дал явный знак Русской Церкви, явив в ХХ веке двух святых из числа видных представителей новоевропейской доказательной медицины – святителя Луку Крымского и страстотерпца Евгения Боткина.
Есть у проблемы и апологетическая сторона. Может, хватит создавать православным верующим репутацию средневековых людей, которые боятся всего нового?
Итак, подведем итоги. QR-код – не печать антихриста, что прямо вытекает из святоотеческого учения. Его принятие не составляет религиозного акта. Аргументы в его пользу представляются весьма серьезными. А главное – помнить, что христиане не призваны ни к какому страху, кроме страха Божия.
Протоиерей Дионисий СМИРНОВ, настоятель челябинского храма в честь Димитрия Донского
«Челябинские епархиальные ведомости», декабрь 2021 г.