В феврале в Челябинске состоялась I Всероссийская игра для школьников «Русский мир». Из 9 городов России к нам приехали делегации по 12 школьников в каждой и учителя-наставники. Победителями стали ребята из города Отрадный Самарской области.
До 2023 года в эту интеллектуальную патриотическую игру двадцать два года играли только челябинские школьники. Ежегодно в игре принимает участие 2000 ребят. Дважды игру челябинцы привозили во Всероссийский оздоровительный центр «Орлёнок». Автор игры «Русский мир» и бессменный председатель жюри Олег Павлович Евдак, прихожанин Свято-Троицкого храма Челябинска, награждён Почётным знаком святой Татьяны за многолетнюю просветительскую и социальную деятельность среди молодёжи.
- Олег Павлович, расскажите, как у вас возникла идея создания игры «Русский мир»?
- В начале 2000-х годов я работал старшим доцентом кафедры режиссуры массовых празднеств и представлений Челябинской государственной академии культуры и искусства. Преподавал в педагогическом университете «художественное слово». Параллельно вёл в общеобразовательных школах курс развития интеллектуального потенциала личности. Тогда я и обратил внимание на то, что школьники не знают элементарных вещей, практически ничего не читают. Для многих из них слово «кольчуга» было непонятным. «Велико незнание России посреди России». Эти бессмертные слова Гоголя не только не устарели – они приобретают в последние двадцать лет фатальный смысл. Так у меня родилась идея создания интеллектуальной игры «Русский мир». Идея оригинальная, она не имеет ни отечественных, ни зарубежных аналогов. Александр Сергеевич Пушкин говорил о том, «что ни за что на свете он не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, той истории, которую дал нам Бог». Памятуя эти слова, я и создавал игру для тех, кто любит Россию, вне зависимости от национальности. Игра учит уважительно относиться к духовному наследию и общенациональным ценностям, развивает память, мышление, интеллект, способность к импровизации и к взаимопомощи. На логотипе игры изображён трёхкупольный русский православный храм, а на его фоне раскрытая книга и Андреевский флаг. Игра начинается с вынесения флага России под звуки гимна Российской Федерации.
- Расскажите подробнее об условиях игры.
- Все вопросы у нас связаны с дореволюционной тематикой, исключая те моменты, когда праздновались юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне.
В игре присутствует военная тематика: бои, поединки, орденские ленты, орденские звёзды, медали. Победитель получает Георгиевский орденский крест.
В основе игры лежит традиционное для России число «три». Это и Святая Троица, и «Три богатыря», и «три дороги», и «Тридевятое царство» и многое другое. В игре есть три этапа: школьный, районный и городской. В трёх возрастных категориях участвуют три дружины во главе с капитанами-воеводами: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Трём дружинам предстоит биться в трёх поединках. Поединки состоят из трёх интеллектуальных боев. Бои включают в себя ответы на вопросы, а также выполнение заданий (в том числе подготовленных заранее).
Содержание игры требует знаний в семи областях: русская история и литература, русское искусство, фольклор, материальная культура, праздники, обряды и обычаи, православные духовные ценности. Порядок участия команд в игре определяется жеребьёвкой – участник выбирает матрёшку, на основании которой написан номер. Победителей награждают книгами. Все вопросы много лет придумывал я один. Но масштаб игры рос, и мне стали помогать другие организаторы игры - администрация Челябинска, комитет по делам образования города Челябинска, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
- Какие были вопросы в категории «православные духовные ценности»?
- Нужно было назвать, чей лик изображён на иконе, которую выносили на сцену, или сказать, в каком из российских храмов похоронен Кутузов. В одной из игр было задание: «Назовите праздник праздников и торжество из торжеств». К сожалению, даже взяв подсказку, в которой было указано три варианта ответа, дружина не справилась с заданием. А это самый главный праздник для православного человека – Пасха, Воскресение Христово.
- Представителям других религиозных конфессий тоже важно знать духовные ценности Русской Православной Церкви?
- Вспомним удивительный факт, когда до революции мусульманам за личную доблесть в бою предлагали принять военный орден Святого Георгия, на котором изображение Святого Георгия и его вензель был заменен двуглавым орлом. А военные нехристианского вероисповедания просили: «Верните нам джигита».
Жаль, что сегодня из игры ушли вопросы, связанные с кинематографом и классической музыкой. А в новом положении об игре, вопросы, связанные с православными духовными ценностями заменили просто духовными ценностями, а они бывают разными, включая ценности бездуховные.
- Как вы оцениваете подготовку детей?
- Ребята, которые играют в игру «Русский мир» несколько лет подряд, с 5 по 11 класс, демонстрируют хорошие знания. Такие ребята становятся студентами МГУ и других ведущих вузов России. Они с лёгкостью отвечают на вопросы: «Какому русскому святому посвящён флаг, который до сих пор реет на флагштоках-мачтах наших военно-морских кораблей?», «Прусский король Фридрих I подарил Петру I Янтарную комнату, а что в ответ подарил Петр I?», «Какая фамилия была у Иоанна IV (Ивана Грозного)?». Дети моментально продолжают пословицу: «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!» Интересно, что на просьбу продолжить пословицу «Один в поле…» одна девочка сказала неправильно - «И один в поле – воин, если он российский воин». По букве неправильно, но по смыслу-то верно!
- Каких принципов Вы придерживаетесь в составлении вопросов?
- Очень легко задать вопрос, на который ты сам не знаешь ответа. Я и сам очень много интересного и полезного узнал для себя, готовя вопросы для игры. Во-первых, придумываю вопросы равные для всех команд, во-вторых, чтобы они были по силам школьникам, а в-третьих, чтобы на вопрос захотелось ответить. К примеру, потрясающий вопрос, от которого я до сих пор в восторге: «Какой немец был награждён Орденом Победы в Великой Отечественной войне?» Это король Румынии Михай I, он был из немецкой династии Гогенцоллерн-Зигмаринген. Или ещё замечательный вопрос: «Что было изображено и написано на медали за победу русского флота над турецким в Чесменском сражении?» Был изображен тонущий корабль и написано одно слово - Был (Был флот и нет). Умницы! Какие умницы были наши предки!
Тема Всероссийской игры «Русский мир» этого года была посвящена эпохе Петра I. Назову несколько вопросов, которые я придумал для ребят: «Кто являлся одновременно внуком и Петра I и Карла XII?», «Какую надпись сделала Екатерина II на памятнике Петру I?».
- Это правда, что сегодня школьники изучают историю Великой Отечественной войны только в 10 классе и в объёме всего нескольких уроков?
- Да, это так. Школа - это последний оплот классического образования, но и он дал трещины. И если специально родители не будут направлять своего ребёнка на изучение литературы, истории, то дети будут потеряны для своей страны, своей семьи, самих себя. Их поглотит мир со всеми его искушениями и формированием смысла жизни – стать потребителем, а не творцом. Мировоззрение наших детей и внуков нужно формировать. Дайте посмотреть своим детям фильм «Они сражались за Родину», посвящённый подвигу рядовых солдат во время Великой Отечественной войны. Если дети не читают, так хоть фильмы пусть смотрят. Раньше в игре было одним из заданий узнать по экранизации литературное произведение и назвать автора. Показывали кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова», «Выстрел», «Метель». Или по кадру из фильма о Великой Отечественной войне узнать воинское звание.
- Довольны ли вы тем результатом, которого достигли в жизни?
- Я педагог по своему призванию. Мне радостно, что в мою игру более двадцати лет играют школьники, развивая свои духовные и интеллектуальные качества. После игры ребята подходят и благодарят меня за неё. Дерево я в своей жизни не посадил, а вот сына вырастил хорошего, уважающего и любящего свою страну. В сентябре прошлого года Женя поехал на Донбасс работать волонтёром на десять дней. Это поступок. Жизнь человека состоит из таких вот поступков.
- Олег Павлович, вы на протяжении многих лет наблюдаете, как формируется мировоззрение у современной молодёжи. В чём проблема наших детей?
- Нельзя любить то, что ты не знаешь. А поскольку мы мало знаем Россию, её культуру, историю, литературу, веру, обряды, праздники, песни, пословицы, поговорки, то отсюда все наши беды. Человек без корней поддаётся всяким соблазнам, меняет настоящие духовные ценности на комфорт. Хочет получить всё и сейчас. Игра была придумана для того, чтобы дети научились думать, а думать их научит только чтение книг.
Вопросы для читателей «КП» от Олега Павловича Евдака:
1. Назовите известную картину русского художника на сюжет религиозного раскола на Руси.
2. Портрет какого русского царя изображён на всем известной «Царь пушке», которая находится в Московском Кремле?
3. Какой русский богатырь причислен Русской православной церковью к лику святых?
4. За что Александр Васильевич Суворов был удостоен самого высшего воинского звания генералиссимус?
5. В честь какого события в Москве был построен храм Христа Спасителя?
6. На какой православной иконе изображены жертвы братоубийства и каким русским святым она посвящена?
Варвара Сорокина, материал опубликован в газете "Комсомольская правда" 8 марта 2023 года