Есть в Челябинске особые места, куда зайдёшь и вся городская суета остаётся за спиной. Школа «Родное Слово» – одно из таких мест. Открываешь дверь, и тебя обдаёт запахом свежего бездрожжевого хлеба, который выпекается в столовой. Тут же бегают ученики, которые знают друг друга не только по имени, но и по тому, кто чем занимается, увлекается. Потому что шесть существующих ныне классов (1а, 1б, 2, 3, 4, 6) – это сеть переплетающихся братско-сестринских отношений, а добрая половина сотрудников школы – это мамы и папы тех самых братьев и сестёр.
«Родное Слово» – особый проект, охвативший на сегодня уже около ста учащихся. Он изначально задумывался как альтернатива общеобразовательной школе и предполагал, в первую очередь, качественное образование и по-домашнему уютную обстановку. Так оно и случилось. Здесь даже классные родительские собрания проводят в разное время, чтобы родителям не пришлось выбирать, к кому идти. По отношению к взрослым тут нередко можно услышать обращение «дядя Игорь» или «тётя Вера», потому что никто не отменял дружбу семьями, и дети встречаются друг с другом помимо школы, празднуют вместе дни рождения, ездят на природу. И конечно, что очень важно – в школе есть храм, в котором каждое утро возносится из детских сердец краткая молитва, а в отдельные дни (раз в месяц) и даже ночи – на Рождество и на Пасху – служится Божественная литургия. И вообще делу воспитания здесь уделяется очень большое значение. В связи с этим – обилие внеклассных мероприятий (за год их число приближается к сотне). К ним относятся и внутриклассные мероприятия (например, первоклашки очень любят посещать библиотеки, 3 класс – завсегдатай музеев и каких-нибудь творческих мастерских, 4 и 6 – любители велосипедных и лыжных прогулок), и общешкольные мероприятия. Они настолько разноплановые, что есть смысл перечислить самые яркие из них: поход в Баландино на скалу Бараний лоб, День самоуправления, приуроченный ко Дню учителя, Покровские посиделки, Литературная гостиная, посвящённая А.С. Пушкину, Рождественский и Пасхальный фестивали, конкурс чтецов, посвящённый К.Д. Ушинскому, областная конференция «Чтения Ушинского». Плюс многочисленные творческие мастер-классы, разговоры о важном, квесты и так далее.
А объединяет всё это личность Константина Дмитриевича Ушинского, на чьих рассказах и сказках воспитываются школьники. Ушинский – гений педагогики, и как любой другой гений (литературный, музыкальный, художественный), он всегда актуален. Ведь в своё время (без малого полтора века назад) он не только создал два уникальных учебника «Родное слово» и «Детский мир», по которым сейчас учатся наши дети, но и чёткую педагогическую базу, которая включила в себя знание физиологии и антропологии подрастающего человека. Его антропологические взгляды, которые педагог изложил в своём главном труде «Человек как предмет воспитания», близки святоотеческим, потому что сам он был глубоко верующим человеком и не мыслил образования в отрыве от христианского воспитания ребёнка. Именно воспитательным моментам Ушинский уделял очень большое внимание. Его сказки отдалённо напоминают басни, в которых иносказательно через героев-животных воспеваются такие качества как трудолюбие, милосердие, терпение, забота о близких, любовь к природе и Родине. Порицается же всё обратное: трусость, зависть, лень, обман.
Произведения Ушинского школьники изучают уже несколько лет. Но глубоко погрузиться в его творчество, узнать о его жизни, понять, чем он заслужил звание «отца русской педагогики», получилось только в этом году. В первую очередь потому, что в 2023 году страна празднует 200-летие со дня рождения Ушинского. А во вторую – благодаря посвящённым ему внеклассным мероприятиям, которые удалось провести в рамках проекта «К.Д. Ушинский – детям», победившего в конкурсе грантов Губернатора Челябинской области.
Первое из них – конкурс чтецов, в котором пожелали принять участие 19 ребят. В привычном понимании на конкурсах чтецов дети декламируют стихи. Здесь перед ними стояла задача посложнее: нужно было с выражением прочитать произведения Ушинского, который почти не писал стихов, но писал много коротких – в несколько предложений – рассказов о животных. С прозой, вопреки ожиданиям педагогов, дети справились очень неплохо. Не просто выучили наизусть, но рассказали настолько ярко и эмоционально, с использованием мимики, жестов и подручных предметов, что заставили смеяться даже взыскательную публику.
Вторым мероприятием в рамках гранта стало написание детьми небольших исследовательских проектов, посвящённых жизни и творчеству Ушинского. Темы были разнообразны: начиная от биографических моментов заканчивая тематикой его творчества (времена года, любовь к Родине, нравственные ценности, тема труда в произведениях Ушинского). Василий Топычканов, чтобы раскрыть свою тему о большом количестве устаревших слов в рассказах Ушинского, провёл в своём классе небольшой лингвистический эксперимент. Он предложил одноклассникам фрагменты из произведений Пушкина «Капитанская дочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» и попросил их дать определения историзмам и архаизмам, которыми изобилуют данные отрывки. Анализируя результаты эксперимента, любой ребёнок или взрослый вряд ли усомнится в том, насколько важно изучать старинную лексику. Иначе как понять эту фразу из Пушкина:
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни.
А таких фраз у Пушкина и других наших классиков – море.
Третье мероприятие – Областная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского», которая уже в меньшей мере коснулась детей, хотя и они были в числе выступающих. На конференцию съехались педагоги из городов Челябинской области (Миасса, Златоуста, Магнитогорска, Озёрска, Снежинска), занимающиеся по программе «Русская классическая школа», приехали также гости из Екатеринбурга и Архангельска. Педагоги-единомышленники смогли поделиться своим опытом и ещё раз убедиться в том, насколько актуально, живо и даже злободневно звучат сейчас идеи Ушинского.
Ведь те цели, которые ставил перед собой Ушинский, создавая свою воспитательную систему, очень созвучны тем, которые ставит перед собой каждый родитель, приведший своего ребёнка в центр РКШ. Цели, которые директор школы Ольга Бурлакова определила следующим образом: «Главная задача в том, чтобы ребенок, выпустившийся из школы, был зрелой личностью. Чтобы столкнувшись со сложностями и искушениями, которые обязательно будут в жизни, он смог выбрать сторону Добра. Для этого нужны знания. Не только академические знания, но и умение рассуждать, анализировать, систематизировать информацию. Соответственно, нужна такая программа, которая ему в этом поможет. Такой программой является «Русская классическая школа»: она дает нужные знания, умения и навыки. Человек, воспитанный в духе Божием, образованный, понимающий, куда и для чего он идет, могущий прокормить себя и детей, задумывающийся о том, как принести пользу миру – вот главная цель образования в нашей школе».
Алена ТОПЫЧКАНОВА, жена священника,
волонтер школы «Родное Слово»
Статья опубликована в июньском выпуске газете «Челябинские епархиальные ведомости» за 2023 год.