Об отречении Государя в Юшкове узнали Великим постом. Донесли печальную весть понатыканные вдоль дорог телеграфные столбы. Скоро через железнодорожную неразбериху прибыл из Петрограда сын сельского священника отца Петра – Валентин.
Валентин Петрович по окончании духовной семинарии не нашел невесты и не принял сана. Еще до войны он поступил в духовную академию, но доучиться не дали. Призвали в армию. Февральская революция застала его в Петрограде.
Не успел молодой попович отдохнуть, как у храма, освященного в честь Космы и Дамиана, собрался сельский сход. Взволнованным голосом Валентин Петрович говорил об Учредительном собрании и о единственном подходящем для России пути – конституционной монархии.
Из Каслинского завода на сход явились и большевики, требовали избрания Совета. В соседних селах им удавалось баламутить народ, спровоцировать на кулачный бой – что они могли еще сделать тогда? Но осознав, что юшковцы их не слушают, «советские» начали шушукаться с местными пьяницами, льстиво величая их представителями бедноты. Большинство селян решило вручить власть батюшке – кому же еще?
Отец Петр был из тех людей, кто не рассуждает долго и не ищет исполнителей, но взваливает дело на собственные плечи. Ему довелось послужить не только на Южном Урале, где диаконствовал в свое время его отец, но и в Тагильских краях – в Краснополье, в Сербишино. Пришлось батюшке побывать и председателем комитета общественной безопасности, и возглавить кредитное товарищество, а также «Каслинский районный союз». Его стараниями в Юшково появилась паровая мельница, проведено электричество, оборудована ремонтная мастерская. Отцу Петру было неловко совмещать хозяйственную деятельность с церковным служением, а передать некому. Поэтому батюшка на некоторое время вынужден был выходить за штат.
Октябрьскую революцию в Юшково будто не заметили. Зимой большевики опять приходили смущать народ, но им пригрозили повешением на перекладинах базарных весов, и «советчики», ругаясь и паля из револьверов, убрались восвояси. Но не до смеха стало селянам, когда в феврале к ним явился для проведения продразверстки отряд красногвардейцев, сформированный из «визовских» рабочих; командовал отрядом Эйхвальд. Уездный совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов постепенно забирал власть в свои руки. Весной юшковцы под председательством Валентина Петровича пытались создать сельскохозяйственную артель, чтобы избежать столкновения из-за передела земли.
Отец Петр вернулся к церковному служению и был переведен в соседний уезд, в село Кочнево, священником храма святого Иоанна Предтечи. В это время в Челябинске поднялся мятеж чехословацкого корпуса, а большевики начали принудительную мобилизацию. Крестьяне вступать в «деревянную кавалерию», как они называли красные отряды, не хотели. Начались поиски виноватого, и им оказался священник, который якобы вел среди своих чад контрреволюционную агитацию.
В июне 1918 года, после дня Святого Духа, отец Петр отправился в Юшково для того, чтобы окончательно сдать дела кредитного союза. В родном доме он не успел выпить и стакан чаю, как за ним пришли. Отец Петр благословил всех домашних и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами». Присутствовавшая при этом сестра стала было возражать ему, но отец Петр твердо повторил свои слова.
Красноармейцы, пришедшие его арестовать, доставили батюшку в Касли. Родным, приехавшим искать его, сообщали, что попа отправили на принудительные работы в Черемшанку. На самом деле о. Петр, вместе с другим священником о. Александром Миропольским принял мученическую кончину на Горькой речке. Это произошло в ночь на 23 июня (6 июля) 1918 года. Несколько раньше пострадал о. Петр Беляев.
Тела Каслинских мучеников погребли у алтаря Успенского храма в Каслях. Отца Петра смогли опознать только по подряснику: голова была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны.
В 2002 году решением Священного Синода отец Петр Смородинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Угодник Божий входит в Собор святых Челябинской митрополии.
Успенский храм в Каслях закрыли в 1919 году, здесь размещался тарный цех. Место захоронения Каслинских священномучеников известно достаточно условно.
Впервые опубликовано в молодёжном журнале «Вестник» (Челябинск, 2013. №2. С. 6-7).
НА ФОТО: Каслинский завод. 1909. Автор фото — С.М. Прокудин-Горский.