А вы знаете, что нынче первые дни 7532 года (2023+5509) «от Сотворения мира»? Как считали года до Рождества Христова? В чем смысл христианского отношения к истории? И, наконец, какое отношение к русскому Новолетию имеет еврейский праздник Рош ха-Шана?
Anno Domini: осознание истории
Идея вести летоисчисление от Рождества Христова (Anno Domini) появилась, на самом деле, достаточно давно – её приписывают преподобному Дионисию малому, учёному игумену, настоятелю одного из Римских монастырей. До недавнего времени это был местночтимый румынский святой, но пять лет назад его имя появилось и в месяцеслове Русской Православной Церкви.
А как считали года до этого? Если говорить о Римской империи, то там каждое правление императора было «эпохой» с самостоятельным летоисчислением. Рождество Христово свершилось при императоре Августе. Незадолго до этого возник Юлианский календарь, называемый в честь Юлия Цезаря. Христиане же IV-VI веков продолжали пользоваться исчислением «эпохи Диоклетиана» (Anno Diocletiani). В памяти христиан этот негодяй на троне остался в качестве одного из самых жестоких гонителей. Однако, и после того как Диоклетиан ушёл в отставку, уступив место Констанцию Хлору (отцу равноапостольного Константина Великого), «эпохи Констанция» и «эпохи Константина» не возникло. Христиане продолжали считать годы по-старому, почитая память не мучителя, а мучеников тех времён. В итоге аббревиатура AD сохранилась, но наполнилась новым смыслом: вместо эпохи Диоклетиана (Anno Diocletiani) наступает эра Господня, «Его же Царствию не будет конца».
В этом глубочайший символизм христианского отношения к истории. До Христа единая история человечества не имела особого смысла. Существовали летописи или хроники отдельных народов, повествующие об их славных завоеваниях, предмет их гордости. Затем победители слабели, их сметали, брали в плен, ассимилировали другие пассионарии, у которых был уже свой календарь. И только Христос, заботящийся о спасении каждого человека, придал смысл всеобщей истории.
Преподобный игумен Дионисий заинтересовался календарём не случайно. Он рассчитывал пасхалию (календарь дат Пасхи, начала Великого поста, и т.д.) на 100 лет по поручению Римского папы Иоанна I. Но предложение святого не сразу вступило в силу. В распространении летоисчисления от Рождества Христова на Западе значительную роль сыграл император Карл Великий, от имени которого вероятно и произошло современное русское слово «король». Карл Великий жил два столетия спустя и установил множество своих порядков.
А закрепилось всё окончательно тысячу лет спустя, когда Римский папа Григорий XIII ввёл григорианский календарь, известный нам сегодня как новый стиль. Что значит «от Сотворения мира»? Русская Православная Церковь наследовала Византии и восприняла от неё иной, юлианский календарь. Ему соответствовало летоисчисление «от Сотворения мира».
Кто же может знать эту дату?! Логика рассуждения примерно такова. Есть в Писании слова: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3,8). То, что апостол Пётр использовал явно как метафору, было воспринято буквально. Согласно книге Бытия, открывающей Библию, Бог творит мир за шесть дней, а в седьмой – почивает, отдыхает. Но как можно назвать «отдыхом» смерть и воскресение Сына Божьего? Значит пришествие Христа – это не седьмой, а шестой день «как тысяча лет». Логично поместить его в середину, ибо смещение в какую-либо из сторон выглядит «ущербно». Значит дата Рождества Христова – 5500 год от сотворения мира. Точнее даже 5508-й из-за каких-то там календарных тонкостей.
Для современного человека звучит явно неубедительно. Но так было принято в Византии. Существует предание о том, что летоисчисление от Сотворения мира было учреждено VI Вселенским собором, который на самом деле подтвердил множество предыдущих правил, однако конкретно про это в его правилах (постановлениях) ничего не зафиксировано.
Византийцы праздновали новый год 1 сентября по юлианскому стилю – откуда и праздник с тропарём в православном календаре. Славяне с Православием переняли и летоисчисление, но продолжали отмечать
новый год в марте. Новый год на Руси был перенесён на сентябрь в 1492 году. Это кстати были времена эсхатологической тревоги, когда приближался 7000 год от Сотворения Мира, шестой «тысячелетний» день должен был закончиться, и, следовательно, что же дальше… конец света? Но «Третий Рим стоит, а четвертому не бывать», – сказал впоследствии старец Филофей.
Наконец, Пётр I установил празднование Нового года после Рождества Христова, в праздник Обрезания Господня. Соответственно и год был принят 1700 от Рождества Христова, как в Европе. Но полного единства с Европой достичь не удалось, ведь россияне отмечали новый год 1 января по юлианскому стилю. Тогда это было 11 января по григорианскому, ныне сместилось на 14 января, а с 2100 года будет 15 января – если к тому времени все православные не перейдут на григорианский стиль и не забудут прежних обычаев.
Ангельский рог
Осенний праздник Нового года в православном календаре вероятно связан с современным еврейским праздником Рош ха-Шана, который вычисляется по лунному календарю, и в нынешнем году придётся на 15 сентября. Вероятно, отмечали его и в дни земной жизни Иисуса Христа. За новогодним праздником у иудеев начинаются дни покаяния, которые венчает Йом Кипур, напоминающий о дне Страшного Суда. Из паломничества на Святую Землю автор этой заметки привёз когда-то и предмет не вполне христианский – шофар, бараний или телячий рог, в который евреи трубят на новый год. Трубление в рог многократно упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете.
И всякий раз звук рога призывает пробудиться, прислушаться, наступает последний момент перед вмешательством Бога. Так было при падении стен Иерихона, когда войска Иисуса Навина трубили, семь раз обходя вражескую крепость (впрочем, возможно у них были медные трубы). Так будет и при кончине мира, во время Апокалипсиса: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод…» (Откр. 8,10).
Мы, православные, молимся в дни этого праздника словами тропаря Индикта: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны».
Но прося Бога благословить предстоящий год нашей жизни, дать нам здоровье, тепло зимой, урожай летом, мы не должны забывать о том, что для каждого из нас придёт последний момент, который можно сравнить с трублением ангела, а ещё ангельские трубы призовут воскресающих на Страшный Суд. Тому, кто приготовится к эпохе Будущего века (как названа она в Символе Веры) недостойно и недостаточно, придётся остаться без праздника, его ждёт «тьма», где «плач и скрежет зубов». Но будут и те, кто встретит этот звук – звук Божьего торжества – с великой радостью, ведь придёт время вечного Божьего Царства. Радоваться будут те, кто не заботился о сокровищах земных, кто всё делал, чтобы помочь ближнему своему, помогая тем самым, по евангельскому слову, Самому Спасителю.