История этого храма невероятно драматична. В 1930-е годы закрылся, пустовал, лишь совсем недавно, в 2023 году, перестал быть сельским клубом. Почему только сейчас? Как и кем он восстанавливается? Вспомним историю храма с момента освящения и до наших дней.
«Каменною клажею окончена вся»
История селения Теренкуль берёт своё начало в XVIII в. Самое раннее упоминание о нём, известное к настоящему времени, относится к 1756 году. Само слово «теренкуль» является башкирским, означающим в переводе на русский язык «глубокое озеро». С таким названием в Челябинской области известно девять озёр и две деревни (вторая расположена в Октябрьском районе).
На протяжении начального периода существования Теренкуль относился к Бродокалмакскому приходу. Несмотря на исторические катаклизмы (Пугачевщина, картофельный бунт...), деревня быстро росла, и к середине XIX века численность её населения составляла уже 1 400 «душ обоего пола». Длительное время Теренкуль находился на самом юге Шадринского уезда и всей Пермской губернии; соседнее озеро Алабуга относилось уже к Челябинскому уезду Оренбургской губернии.
14 июля 1857 г. местные крестьяне стали ходатайствовать о постройке в селении собственной церкви, с образованием отдельного прихода. Таковой и был открыт в июле 1859 г. На первых порах все богослужения совершались в имевшейся часовне, а 22 мая 1862 г., по благословенной грамоте архиепископа Пермского Неофита (Соснина), в селе Теренкульском состоялась закладка каменной церкви. Строительство шло на удивление быстро: к концу того же года церковь была уже «каменною клажею окончена вся, кроме трёх крылец и двух верхних этажей колокольни». По благословенной грамоте епископа Екатеринбургского Митрофана (Вицинского) 14 марта (26 марта по новому стилю) 1864 года храм освятили.
Однопрестольная церковь с пятью куполами и колокольней была выполнена в формах эклектики и представляла собой характерный для того времени образец храмовой архитектуры. Работы по благоустройству храма велись и в дальнейшем: он был обнесён каменной оградой, а стены украшены живописью.
Первый глава вновь образованной Екатеринбургской епархии епископ Нафанаил (Леандров), посетивший Теренкуль в мае 1886 г., отмечал, что народ здесь «весьма усердный» и при встрече все прихожане (и мужчины, и женщины) стояли на коленях. Некоторые местные жители совершали паломнические путешествия как в Верхотурье, считавшееся относительно близким (около 500 вёрст!), так и по гораздо более отдалённым святым местам. Один человек (имя и фамилия которого за давностью лет забылись) сходил даже в Иерусалим, потратив на это три года.
С момента открытия прихода и до второй половины 1920-х гг. в храме служили священники: Александр Лаврентьевич Пономарёв, Андроник Петрович Мутин, Павел Петрович Задорин, Алексей Алексеевич Игноратов, Александр Павлович Сильвестров, Порфирий Александрович Векшин, Василий Васильевич Попеляев, Иван Алексеевич Игнатьев. Из всех клириков в Теренкуле дольше всего прослужил Николай Виссарионович Словцов, который 13 лет состоял здесь псаломщиком и ещё 16 — диаконом, на псаломщической вакансии. Его овдовевшая мать Сусанна Ивановна Словцова долгое время занимала при храме должность просфорни, а прибывший с ней младший сын Константин наверняка помогал при богослужениях брату до своего отъезда на учёбу и во время каникул.
«Очаг религиозного дурмана»
В 1912 г. (после окончания Тобольской духовной семинарии) Константин Виссарионович Словцов стал священником (рукоположение состоялось в Христорождественской церкви Кыштымского завода) и определён в Полевской завод, а примерно через год переведен в село Егоршинское Ирбитского уезда (ныне – город Артёмовский Свердловской области). Здесь в августе 1918 года он вместе со священниками всех окрестных сёл принял мученическую кончину от своих карателей. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 г. иерей Константин Словцов был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Думается, что православные жители Теренкуля (и всей Челябинской епархии) вполне могут считать его своим небесным покровителем.
После некоторой передышки, наступившей после окончания Гражданской войны, натиск безбожного государства на Церковь с конца 1920-х гг. резко усилился. Одновременно с коллективизацией и раскулачиванием властями была развернута повсеместная кампания по закрытию храмов. Из протокола общего собрания граждан села Теренкуль Бродокалмакского района от 5 февраля 1930 года: «Постановили: считать, что переустройство деревни на рельсы сплошной коллективизации не совместимо с существованием церкви, как очага религиозного дурмана. Постановляем единогласно закрыть церковь и передать здание сельсовету для приспособления под культурную работу»...
После этого теренкульский храм более 20 лет практически пустовал, используясь лишь в качестве зерносклада. Одна из современных прихожанок вспоминает слова матери о том, что в военные годы в церкви хранили зерно, а со стен на людей продолжали глядеть «божоночки» (т. е. святые с фресок)...
В дальнейшем, однако, зданию нашли иное применение, при этом изуродовав его до неузнаваемости. Примерно в 1952 году церковь взялись переделывать под клуб, сломав при этом купола и верхнюю часть колокольни (в нижнем ярусе которой был тогда оборудован радиоузел). Центральную часть поначалу хотели сверху разобрать, сравняв по высоте с трапезной. Пробовали взорвать — в близлежащих домах стекла полопались, а из храма ни один кирпич не выпал. В итоге планы пришлось изменить; центральную часть разделили перекрытием на два этажа, поместив наверху библиотеку. Во второй половине 1980-х годов здание в очередной раз переделали — колокольню разобрали ещё больше, на месте радиоузла сделали кинобудку, весь клуб заново оштукатурили. В таком виде всё продолжало оставаться вплоть до самого последнего времени...
В марте 2000 г. верующие Теренкуля и близлежащих деревень обратились в Челябинскую епархию с просьбой зарегистрировать православный приход, в связи с отдалённостью от действующих храмов.
Под молитвенный дом поначалу использовался детский сад, который построили в начале 1990-х гг. и уже успели полностью подготовить к приёму детей, однако из-за развала совхоза так и не открыли. Но потом верующим вернули здание церкви (переведя клуб в другое помещение), которые собирались взяться за её восстановление.
К сожалению, из-за наступившей в результате «лихих девяностых» разрухи, люди (в том числе церковные активисты) вскоре стали покидать Теренкуль. Здание церкви семь лет пустовало, потом туда вернулся клуб...
Точка в затянувшейся истории
Повторное возрождение в Теренкуле церковной жизни началось с того, что осенью 2019 г., по инициативе митрополита Григория, в Челябинской митрополии стал реализовываться проект по восстановлению на селе полуразрушенных храмов. Всем городским приходам нужно было выбрать себе по одной такой церкви.
В итоге храм Сошествия Святого Духа было поручено восстанавливать настоятелю челябинского храма Иоанна Воина иерею Павлу Андреевичу Курбатову, предки которого были родом из Теренкуля. 24 октября 2019 г. состоялось первое официальное посещение Теренкуля отцом Павлом, во время которого он встретился с жителями деревни, обсудив дальнейшую судьбу храма. А дальше всё пошло своим чередом: 29 февраля 2020 года здесь состоялось первое крещение, 21 июня 2021 года — первая литургия, 22 июля 2021 года была освящена главная храмовая икона в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.
Началу работ по восстановлению храма на протяжении трёх с половиной лет препятствовало то обстоятельство, что здание продолжал занимать клуб. Точку в этой затянувшейся истории (участникам которой пришлось пройти через несколько судов) в июне 2023 г. поставило окончательное подписание всех необходимых документов о передаче здания, занятого клубом, в собственность православного челябинского прихода в честь святого мученика Иоанна Воина. Тем временем в здании храма ныне уже полным ходом ведутся ремонтно-отделочные работы, которые совмещаются с богослужениями. В последних принимает участие всё больше местных жителей, которые и сами (без участия священника) регулярно собираются здесь на чтение акафиста.
Хочется верить в то, что уже начавшееся восстановление теренкульского храма приведёт к возрождению и самого селения.