В 2024 году исполняется 125 лет со дня рождения архиепископа Челябинского и Златоустовского Иоанна (Лавриненко), управлявшего епархией с 1957 по 1959 годы. Под его руководством значительно увеличилось число священнослужителей в нашей епархии. В условиях начавшейся при Никите Хрущёве антицерковной компании активная деятельность правящего архиерея вызывала недовольство властей.
События столетней давности
Отец Иоанн (Виктор Филиппович Лавриненко) родился 24 марта 1899 года в Екатеринодаре, ныне Краснодаре. Сын священника окончил Екатеринодарское духовное училище, поступил в Ставропольскую духовную семинарию, которую окончил в 1919 году по первому разряду. В том же году стал юнкером Константиновского военного училища, находившегося в то время в Екатеринодаре, а затем переведенного в Крым. В ноябре 1920 года вместе с училищем был эвакуирован из Крыма в Болгарию. В конце того же года на Андреевском Афонском подворье в Стамбуле пострижен Севастопольским епископом Вениамином (Федченковым) в монашество с именем Иоанн в честь святого Иоанна Крестителя. 26 июня 1921 года рукоположен во диакона, 31 июля – во иерея. С ноября 1921 года пребывал в сербских монастырях во имя святого Димитрия в Велесе и во имя Пресвятой Богородицы в Кичево.
В октябре 1922 года был приглашен в Польшу, где возглавил Виленское епархиальное управление. Затем нес служение наместника дерманского во имя Святой Троицы мужского монастыря. Был законоучителем Дерманского духовного училища. В 1931 году окончил богословский факультет Варшавского университета. В 1932 году возведен в сан архимандрита. Ещё через два года получил звание магистра богословия. В 1937 году пребывал в Свято-Духовом монастыре в Вильно.
Годы Великой Отечественной войны
Осенью 1939 года перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В начале 1941 году назначен настоятелем Воскресенского собора в украинском городе Ковеле. Был награжден правом ношения панагии. С началом Великой Отечественной войны и немецкой оккупации противостоял сторонникам украинской автокефалии, к которым тогда присоединился Камень-Каширский епископ Антоний (Марценко). Отец Иоанн вошел в Ковельский церковный совет, который объединял сторонников сохранения единства с Московским Патриархатом. 30 апреля 1942 году отец Иоанн стал епископом Ковельским и Брестским, оставаясь викарием Волынской и Житомирской епархии. В начале мая он переехал в Брест, организовал епархиальное управление, добился для духовенства УПЦ права поочередного служения в Симеоновском соборе с захватившими храм сторонниками неканонической Украинской автокефальной Православной Церкви (УАПЦ).
Епископ старался избегать сотрудничества с оккупационной администрацией. Отец Иоанн выступал за сохранение в богослужении церковнославянского языка, соглашаясь на введение украинских и белорусских языков только в отдалённых приходах, где того желало большинство прихожан. Оказывал поддержку открытым в Бресте русским гимназии и учительским курсам, ставшими центрами русской культуры и просвещения. 7 июня 1943 года на состоявшемся в Ковеле архиерейском Соборе УПЦ был возведен в сан архиепископа – стал правящим архиереем самостоятельной Полесской и Брестской епархии.
В 1945 году оказался в зоне советских войск в Чехословакии. В конце 1945 года обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I c просьбой о возвращении в юрисдикцию Московского Патриархата. Принят и назначен настоятелем Владимирской церкви Мариенбада (Чехия), община которой также присоединилась к РПЦ.
Встреча сына с отцом после 25 летней разлуки
12 января 1946 года отца Иоанна назначили архиепископом Молотовским (Молотовом до 1957 года называлась Пермь) и Соликамским. 20 мая он прибыл в Молотов. Среди маститых батюшек, владыку встречал митрофорный протоиерей Филипп Лавриненко. Узнав в архиерее своего сына, вестей от которого не было 25 лет, 74-летний отец Филипп разрыдался на груди у сына. Скоро приехал и брат отца Иоанна – Николай, чтобы разделить радость семейного воссоединения. Мать архиепископа не дожила до этого радостного дня, она рано умерла от переживаний за «потерянного» сына.
Архиепископ Иоанн служил в кафедральном соборе по праздничным и воскресным дням, в остальные дни всегда присутствовал на богослужении, почти все время проводил в храме. Строго требовал от духовенства исполнения уставного богослужения. Назначал на вакантные священнические должности иеромонахов и иереев, вернувшихся из мест заключения, что вызывало обеспокоенность уполномоченного Совета по делам РПЦ, передававшего в отчете слова архиепископа: «Я обязан устраивать на приходы в первую очередь пострадавших». В 1955 году награжден правом ношения креста на клобуке.
31 мая 1956 года отец Иоанн назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.
Служение на Челябинской кафедре
14 марта 1957 года отца Иоанна назначили архиепископом Челябинским и Златоустовским. Под его руководством были проведены ремонты и реконструкция многих церквей и молитвенных домов. Владыка уделял большое внимание укреплению в епархии финансовой отчетности. Была создана епархиальная ревизионная комиссия, учреждена должность заведующего епархиальным хозяйством. Епархиальные доходы возросли с 6 миллионов рублей в 1956 году до 8,5 миллионов рублей в 1958 году. Значительно увеличилось число священнослужителей.
Так как власти не давали согласие на открытие новых храмов, владыка проводил расширение штата действующих церквей, а также ввел должности разъездных священников для совершения треб в отдалённых районах, не имевших храмов. Особое внимание уделял организации в епархии церковных хоров.
В условиях начавшейся при Никите Хрущёве антицерковной кампании активная деятельность главы Челябинской кафедры вызывала недовольство властей. 15 июля 1959 года 60-летний владыка подал прошение отправить его на покой.
Окончание дней
16 марта 1961 года владыка назначен архиепископом Костромским и Галичским. 5 мая того же года вновь отправлен на покой. Отец Иоанн, несмотря на тяжелую болезнь, всегда был бодр духом, за несколько дней до кончины был соборован и причастился Святых Христовых Таин. Скончался 12 октября 1985 года. Отпевание совершили настоятель Свято-Духовского собора Херсона протоиерей Антонин Диаковский и клирики епархии. Владыка был погребен, согласно завещанию, на кладбище в посёлке Киндийка – пригороде Херсона.
Воспоминания духовной дочери
Ещё совсем недавно были живы верующие, которые помнили владыку Иоанна. Среди них Татьяна Алексеевна Дроздова. Она оказалась в нашем городе благодаря владыке Иоанну и тут осталась. Работала заместителем главного врача на санэпидстанции. Любовь Аркадьевна Щеголькова ухаживала за тяжело болящей Татьяной Алексеевной и записывала её воспоминания. Когда Татьяна Дроздова рассказывала о владыке Иоанне, она забывала про всё земное, вся начинала светиться.
– Владыка Иоанн во время пения Херувимской песни в алтаре поднимался над землёй, – рассказывала служащая Свято-Васильевского челябинского храма Татьяна Алексеевна Дроздова (на третьем фото). – А познакомились мы с ним, когда я была ещё молоденькой девушкой. В храм я не ходила, хотя папа был священником. Вот как-то моя мама (впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Дорофея) пришла из церкви и сказала: «Доченька, ты бы сходила в храм, у нас новый владыка приехал». Мы с подругой решили сходить на службу. Отец Иоанн так ласково принял нас, такая проповедь у него была проникновенная, что мы стали не просто ходить на богослужения, но и читать и петь на клиросе. Отец Иоанн стал моим духовным наставником.