Великий пост отцы Церкви называют духовной весной. Митрополит Антоний Сурожский говорит на этот счёт такие замечательные слова: «Пост – весна духовная; время, когда должны отпасть старые листья, когда должны быть срублены иссохшие ветки, когда все мертвое должно не только умереть, но быть сожженным, чтобы осталось только живое».
Однако сама обстановка Великого поста: чёрные облачения, чтение псалмов, покаянных молитв, песнопения с коленопреклонениями вряд ли может навивать предвкушение чего-то весеннего. Более того, встаёт вопрос о смысле Великого поста. Ведь его отличительная особенность от других постов в том, что ему предшествует подготовительный период: «неделя о мытаре и фарисее», «неделя о блудном сыне», «неделя о Страшном суде», «неделя сыропустная», также именуемая «Адамовым изгнанием». Если такова подготовка к Великому посту, то смысл его должен быть тем более масштабным и серьезным.
Наиболее распространённые суждения, почему человек соблюдает пост, сводятся к следующему: более внимательно отнестись к нуждам других людей, более внимательно отнестись к молитве, к своему духовному состоянию. В связи с этим возникает вопрос: Разве нельзя и вне поста стремиться делать всё перечисленное? Ведь всё перечисленное, по сути, должно быть неотъемлемой частью христианской жизни. Всё это должно быть естественным для христианина. Стало быть, сердцевиной поста должно быть что-то более всеобъемлющее.
Продолжая повествование о смысле Великого поста, можно выделить ряд аспектов. Великий пост, образно говоря, погружает нас во временной период от грехопадения прародителей (Адам и Ева) до Пасхи. Кроме того, важно обратить внимание на причину отделения первых людей от Бога. Ведь грехопадение произошло по причине невоздержания Адама и Евы, они нарушили заповедь поста. Таким образом, нарушение поста явилось путём отпадения от Бога. Соответственно соблюдение поста - это путь к примирению с Богом.
Вступая в Великий пост, человек становится как бы соучастником тех печальных последствий, которые постигли прародителей за непослушание Богу, а в дальнейшем и всё человечество. Человек оказывается во власти греха и смерти. Однако была дарована и надежда на избавление от этих печальных последствий, постигших первых людей. Ещё в раю Бог возвестил Адаму и Еве (после того, как они уже согрешили) о том, что семя жены сотрёт главу змия, который будет жалить его в пяту (Быт.3.15). Как считают многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и другие) под семенем жены следует понимать Христа, который избавит людей от падшего состояния и смерти и вернёт их к жизни.
Это обетование называют еще и Первоевангелием. Ведь «евангелие» в переводе с греческого — «благая весть». И Бог в самом начале человеческой истории утешает наших согрешивших прародителей, возвещая диаволу поражение от грядущего Спасителя.
Великопостный период неоднократно напоминает и о страданиях Христа, а также Его крестной жертве. И страдания, и жертва Христа были добровольными. Они явились результатом проявления любви Бога к человеку. Соответственно, и человек, добровольно сострадая Христу, отказываясь от привычного образа жизни, проявляет тем самым взаимную любовь по отношению к Богу.
Осознание того, что жизнь превращается в печаль, некую обезжизненную пустоту при отпадении от Бога, с одной стороны. И возможность преодоления этой печали и обезжизненности, с другой – вот, как мне представляется, главный посыл Великого поста. Ведь преодоление горестей увенчивается в конечном итоге пасхальной радостью, которая подобно маяку издалека освящает нам путь к себе.
Поэтому важно осознавать Великопостный период не как что-то унылое или даже гнетущее, а как действительно время духовной весны, которая ведёт человека от горестей и страданий к празднованию Пасхи вместе со Христом.