Китай – экзотическая для нас страна со своеобразным календарем, языческими храмами, малопонятной нам философией и культурой, развивавшейся тысячелетиями. Китай – цивилизация, которая идет особым путем. Однако христианство известно в этой стране. Попытки проповедовать его предпринимались неоднократно.
Немного о современных мифах
Вопрос о христианстве в Поднебесной важен для нас, так как у России и Китая общие интересы, а разногласия носят вполне разрешимый характер. Страшилки о том, что Пекин неустанно готовится отнять у нас Сибирь и заселить Россию китайцами – миф, не соответствующий действительности. 90% китайско-российской границы приходится на огромную провинцию Хэйлунцзян. Все ее население только 38,5 млн. человек. Южное побережье страны заселено гораздо плотнее. В одном лишь Шанхае проживает 25 миллионов человек. Миграционные потоки не в сторону Сибири, а в города на побережье. В островных государствах (Малайзии, Индонезии и других) проживает около 50 миллионов этнических китайцев. Китайские корпорации скупают сельскохозяйственные земли в южных странах, больше всего в Индонезии и Камбодже. В России китайцев, торгующих на рынках или выращивающих оругрцы, давно уже нет. Есть только туристы, причем весьма обеспеченные.
Однако интересы держав могут меняться. Предотвратить (или хотя бы сделать менее вероятными) враждебные отношения между двумя ядерными державами может духовное родство и общие цели. Причем цели глобального характера, за которые люди готовы жертвовать своими жизнями. Это не рост ВВП на 14,5% ежегодно. Это вера. Принятие Китаем христианства, тем более православия, могло бы сделать нас ближе, облегчить разрешение спорных вопросов.
Когда с водой выплескивают и ребенка
В VII веке последователи ереси Нестория, осужденной на III Вселенском Соборе, рассылали проповедников в разные страны. Обращенные ими встречались среди монголо-татар (например, сын Батыя – Сартак), были таковые и среди китайцев. Они пытались адаптировать христианство к местным условиям. Дело осложнялось тем, что в Китае недостаточно было просто придать прежним языческим праздникам новое значение, приурочив их к важнейшим христианским обычаям, дать новое толкование прежним обычаям (как на Руси было сделано с колядованием, Масленницей и т.п.) и перевести Библию и богослужение на местный язык. Жители Поднебесной мыслили и мыслят иероглифами, то есть образами, «картинками». Иероглиф для них – не просто слог, состоящий из набора звуков определенной последовательности, он неразрывно связан со своим древним значением. Сначала несторианские миссионеры попытались просто перевести имена и термины, близко к тому, как они звучат на слух. Имя «Иисус» было передано двумя иероглифами со значениями «бежать» и «крыса». И иезуитский миссионер Франциск Ксавье пытался употреблять слово «Деус» (Бог по латыни). По-японски это означало – «большой обман».
Большие сложности были и с определением того, что дает христианство. Для последователей Конфуция Высшее Благо – это «ли» (ритуал, порядок). Для другой основной мировоззренческой системы Китая, даосизма, благо – следовать Дао, неопределяемой первопричине всего, то есть естественному порядку вещей. Это было воплощение существовавшей издревле крестьянской мечты – «чтобы начальство меньше трогало, не было бы засух и наводнений». Христианство же построено на том, что перемены необходимы, так как падший мир после грехопадения прародителей лежит во зле. Христос (а до него пророки) ломали существующую систему. Для китайца же это проклятие – жить в эпоху перемен.
Поэтому христиане в Китае стали одной из традиционных сект. Появилась среди этих «христиан» даже вера в реинкарнацию. К приходу католических миссионеров, от такого христианства остался лишь набор суеверий. Несториане забыли прежнюю веру и растворились в китайской среде.
Почему Поднебесная империя не стала католической
Были попытки обратить китайцев и в католичество. Иезуиты начали деятельность в Китае с XVI века. Не желая конфликтовать с властью, они не требовали от китайских христиан разрыва с традицией. В частности, позволяли участвовать в отправлении языческого культа предков. Иезуиты утверждали, что конфуцианство, в принципе, совместимо с христианством. Поклонение предкам члены этого одиозного католического ордена называли гражданским ритуалом. Против такого оппортунизма выступили не только другие католические монашеские ордена, но и Папа Римский. И были правы. Конфликта с китайской властью иезуитам удавалось избежать, хотя и не всегда, но их новообращенные, по сути, оставались язычниками и проповедь христианства превратилась в профанацию, в погоню за показателями.
Если следовать логике иезуитов, то святая Татиана и другие мученики, пострадавшие в Римской империи, умерли зря. Если бы они поступали так, как позже учили иезуиты китайцев, то вера Христова еще в первые века превратились бы в одну из многих сект и мир бы остался во тьме язычества.
Православие появляется в Китае несколько позже. После столкновения русских казаков с маньчжурской армией у крепости Албазин (на Амуре), Россия была более заинтересованная в мехах из Сибири и торговле с Китаем, чем в спорных территориях. Поэтому Россия отдала спорные земли маньчжурской династии Цин, правящей тогда Поднебесной. В начале XVIII столетия, с разрешения китайского монарха создается Российская Духовная миссия, занимавшаяся окормлением русских в Китае. Это были, в основном, потомки плененных албазинцев. Уважая мужество и воинское искусство, китайский император зачислил этих людей на службу в свою гвардию, а их потомки наследовали это занятие. Вообще же, четыре духовных лица и шесть учеников, изучавших китайский язык, много сделать не могли. Миссия, по большей части, исполняла дипломатические функции, до 1864 года находилась в ведении внешнеполитического ведомства, а не Церкви. Более близким контактам препятствовал долгий путь через малонаселенные земли и незнание русскими китайского языка, религии и обычаев. По одной из версий, выражение «китайская грамота» пошло после того, как посольство во главе с Иваном Петлиным побывало в Китае в 1618 году. Полученную им грамоту на имя русского царя смогли перевести только через 57 лет.
Во что тайпины чуть было не крестили Китай
В 1807 году начинается новая попытка обратить Китай в христианство. С этого времени в империю Цин приходят протестантские миссионеры. До середины века они не могли вести активной деятельности, так как маньчжурские власти не одобряли проекты новой проповеди иноземной религии. В силу этого миссионеры вели подготовительную работу, изучали язык и культуру страны, переводили Библию, писали миссионерские трактаты. Проповедь им была дозволена лишь после разгрома Китая европейцами в Опиумных войнах 1840-1842 и 1856-1860 гг. Но и тогда обратить большинство китайцев не удалось, а неофиты слишком часто начинали верить далеко не в то, чему учил Спаситель.
Однако протестантским миссионерам все же удалось донести знание о христианстве через печатные материалы до Поднебесной. И оно дало всходы. Другой вопрос – какие?.. Китайцы восприняли проповедь и попытались построить свою жизнь в соответствии с тем, как они ее поняли. Новообращенный фанатик Хун Сюцюань происходил из бедной южнокитайской семьи. В Китае с древности и до недавнего времени можно было стать государственным служащим только при условии знания конфуцианских текстов. Хун Сюцюань неоднократно проваливался на экзаменах, после чего и возненавидел конфуцианство. В 1843 году он основал секту Бай Шанди Хуэй («Общество поклонения Богу»). Хун Сюцзюань утверждал, что ему было откровение в 1837 году, во время тяжёлой болезни. Учение нового проповедника пользовалось успехом, и через семь лет он поднял восстание тайпинов (1850-1864 гг.). Повстанцы контролировали значительную часть Юга страны и имели реальные шансы победить, взяв столицу. Но ряд тактических просчетов, главным образом, отказ от похода на Пекин, позволили его врагам уничтожить созданное им Тайпин Тяньго (Небесное царство великого благоденствия).
Что же позволило восставшим добиться таких успехов? Кроме ненависти к маньчжурским завоевателям и социального недовольства, огромную роль сыграло традиционное китайское жречество. Конфуцианские служители культа просто отправляли ритуалы, «как положено». Их даосские коллеги торговали чудесами, проводя ритуалы для исцеления, привлечения благосостояния и удачи. Но всегда и везде есть определенный процент людей, ищущих Бога, Истину, задающих вопросы. С такими людьми нужно работать бережно и внимательно. А если от них просто отмахиваться, то тогда неизбежно приходят сектанты, готовые слушать и объяснять свою позицию. А потом они идут за деньгами и властью, начиная революцию, иногда удачно, иногда нет. Секты могут быть религиозными, могут быть политическими. Полностью задавить и те, и другие нельзя.
Но что же представляло собой христианство тайпинов? Об этом свидетельствуют вопросы, письменно заданные во время восстания Восточным ваном (правителем) Яном Сюцином капитану британского корабля «Раттлер». Одному из ключевых полевых командиров тайпинов хотелось узнать у единоверцев некоторые подробности, не разъясненные их вождем. Он интересовался: какого размера живот у Бога (большой живот – признак богатства в то время), как тот одевается, какой длины борода, умеет ли Он сочинять стихи и т.д. Волновали высокопоставленного тайпина и количество сыновей и дочерей Иисуса Христа, возраст старших сына и дочери. И ничего про духовную жизнь, грехи, борьбу с ними, ничего про то, что нужно делать для Спасения. Просто у тайпинов теперь новый бог. А начальство надо знать в лицо! Для китайцев личностные божества всегда конкретны, не могут быть вездесущими и всемогущими, как Бог в нашем понимании. А нечто всеобъемлющее, например Дао, не осознает себя. Таковы особенности мышления в этой стране, с которыми не удалось совладать миссионерам.
Внимание к составу «Небесной семьи» диктовалось тем, что Хун Сюцзюань объявил себя младшим братом Иисуса Христа. Из этого уже видно, что вождь тайпинов не понял сути христианства. Он рассказывал о том, как Небесный Отец разговаривал с ним, как Небесная Мать кормила его небесными фруктами, после победы над демонами. Неизвестно были ли эти рассказы сознательной ложью или плодом больного воображения. Хун Сюцзюань непримиримо уничтожал все языческие молельни, не щадил даже культа предков, что отталкивало многих, готовых выступить против маньчжурских угнетателей.
Восстание тайпинов было подавлено самими китайцами. Тогдашние олигархи – крупные землевладельцы, с разрешения правительства, которое не могло справиться само, создавали за свой счет частные армии. Европейцы, увидев, что под видом христианства несут тайпины, тоже не горели желанием их поддерживать. И Китай избежал великого соблазна – получить под видом религии Спасителя то же язычество, но в христианской обертке.
Вынужденное «открытие» Китая Западу после поражения в Опиумных войнах, отразилось и на православной миссии. К 1900 году количество китайцев, принявших православие, возросло за сто лет с нескольких десятков до тысячи человек в столице, появились и общины в других городах. Но, в ходе Боксерского восстания (восстание ихэтуаней), продолжавшегося с 1899 по 1901 гг., сотни как новообращенных китайцев, так и потомков пленных казаков, были убиты. Ихэтуани обратили свою ярость на все европейское и – шире – иноземное. Восставшие не разбирались в том, кто перед ними: православный или католик. Они не думали: мог ли этот бедный китайский ремесленник, принявший православие, чем-то вредить стране или нет. Слепая ярость, вызванная национальным унижением от западных держав, обращалась даже на телеграфные столбы, как нечто «не наше». Дальше же была Синхайская революция в Китае 1911 года, свергшая последнего императора династии Цин Пу И, и гражданская война 1913-1949 года. А Россия после 1917 года по понятным причинам не была заинтересована в проповеди православия.
Как мегаполис убивает языческих богов
Несторианская, католическая и протестантская миссии в Китае провалились. Причиной этого стало то, что традиционное китайское мышление с конфуцианскими догмами, культом предков и представлениями о бесформенном и безличностном Дао искажало для большинства жителей страны весть о Христе. Затруднила проповедь христианства также иероглифическая письменность и порожденные ею особенности мышления китайцев.
Западные миссионеры называли Бога знакомым китайцам именем Шан-ди. Китайцы под Шан-ди понимали синоним слова Тянь («Небо») или одного из богов, легендарного Нефритового императора, у которого были жена и дочь. Получалась просто проповедь культа вновь извлеченного из нафталина языческого небожителя.
Но в последние десятилетия Китай меняется. Из сельскохозяйственной страны он превратился в «Мировую Фабрику», как Англия в XIX веке. Около половины жителей страны живут в огромных мегаполисах. А городской уклад сильно меняет человека. Он оторван от своих корней и не помнит не только божков и идолов, но даже и своих предков дальше второго колена. А поклонение предкам – это основа китайского язычества. Тысячелетиями китайцы приносили жертвы своим предкам, хранили таблички с их именами. Сейчас этого нет. Иногда, чтобы прийти к вере, Бог дает совершить ошибки, как блудному сыну из евангельской притчи, чтобы сделать из них выводы.
Сегодня расширяются связи между Россией и Китаем. Студенты из Китая учатся у нас (есть таковые и в Челябинске) и наоборот. Развивается экономическое сотрудничество между странами. И нам уже необходимы специалисты, знающие китайский язык и понимающие их культуру. А возможность посмотреть со стороны на свою культуру всегда обогащает человека интеллектуально. Китайцам тоже понадобятся специалисты по России, им очень пригодится наша научная школа, построенная на христианском (линейном) мировоззрении. Как показала история последних пяти столетий, наука как система успешно развивается лишь при наличии линейного мышления. Его нам дало христианство: мир идет от Творения к Апокалипсису, а не вращается в циклическом ритме, где все повторяется. Для развития науки китайцам придется научиться мыслить не образами, а максимально абстрактно, по-западному. В этом случае неизбежен, рано или поздно, переход с иероглифов на алфавитное письмо. Либо большинству китайцев придется научиться думать и на языке мифа и поэзии, и в рамках христианского восприятия истории. И тогда настанет время, когда китайцы смогут понять и принять православное христианство.