Жизнь семьи Топычкановых проходит в двух измерениях. Первое – город, где служит отец Сергий и куда возит на своем микроавтобусе ребятишек в школу и на кружки. А второе – загородный посёлок Идиллия, где, вдали от мирской суеты, строят они свое тихое семейное счастье. Счастье, пахнущее хлебом на закваске, собственноручно испеченным в хлебопечке батюшкой Сергием, имеющее цвет свежевыжатого фруктового сока, приготовленного матушкой Аленой.
Дом в Идиллии (пригородный поселок рядом с Челябинском) у Топычкановых небольшой: 85 квадратных метров, как обычная городская трехкомнатная квартира. Зато спланирован рационально. Спаленки маленькие, а зал просторный: девчонки носятся по нему в роликовых коньках.
– Когда в квартире жили, соседи были шумом недовольны. А тут мы сами себе хозяева. Так что «домик в деревне» – это не причуда, не философия, а жизненная необходимость для многодетной семьи, – объясняет свою позицию отец Сергий.
– Мне перебраться из города было легко: в детстве каждое лето с июня по август я проводила в деревне бабушки – с колодцем, коромыслом, русской печкой. Поэтому здесь – в доме, где есть все удобства – мне абсолютно комфортно, – добавляет матушка Алена.
Батюшка Сергий и сам вырос в деревне (поселок Первомайский). Но его детство безоблачным не назовешь. В 1990-е, период экономических потрясений, его отец решил быть фермером. Партнеры обманули, сложная жизненная ситуация надломила семью, родители развелись. Через несколько лет новое несчастье: отчима убило током на производстве, мать вышла замуж в третий раз…
– О вашем детстве можно сериал снимать, – не удерживаюсь я от ремарки.
– Вот как раз иностранные сериалы, один за другим шедшие по центральным каналам, крайне негативно влияли на простые деревенские семьи. И на семьи моей родной деревни в том числе. «В твоих глазах нет искры, нам надо расстаться!», – говорит сериальная героиня. А наши женщины (с критическим мышлением у них и сейчас, и тогда были большие проблемы) это смотрят и на подсознательном уровне у них закладывается: раз искры нет, значит, до свидания! Сколько беспочвенных разводов в те годы было, сколько семей можно было спасти…
Тернистым оказался путь отца Сергия к вере. Отец во времена СССР был партийным. Когда сын заболел двусторонней пневмонией и районная больница не смогла его вылечить, родители решили крестить маленького Серёжу. Таинство Крещения совершил отец Анатолий Мухин, настоятель храма в г. Коркино.
Тогда, в детстве, дальше крещения дело не пошло. В 19 лет будущего священника, в ту пору – студента техникума, привела к вере первая любовь – безответная, но подарившая удивительное открытие: помимо мира материального существует мир духовный, и он намного важнее!
– В Златоусте это было. Подошел к храму, вокруг его несколько раз обошел, а зайти не могу – стесняюсь. И так несколько раз. Потом уже взял с собой сестру, мы зашли, поставили свечку. Мой неокрепший разум был искушаем желанием потрогать духовную реальность так же, как материальную. Я требовал от Господа: дай мне чудо! А «чудес» в виде космоэнергетов, сектантов, экстрасенсов в ту пору было полно. Тут-то я и понял, что «чудеса» бывают не только от Бога. Однако радости такие «чудеса» не приносят. Я это в какой-то момент отчетливо осознал.
Судьба перебросила Сергея из Златоуста в Арчаглы-Аят (деревня в Варненском районе), к дяде на фазенду. Хотел стать фермером, но получилось все иначе. Приехав на велосипеде в соседнюю Николаевку к знаменитой на всю область церкви-крепости Николая Чудотворца, стал помогать настоятелю иеромонаху Афанасию (Фархудинову) в алтаре, совмещая помощь с работой на фазенде. Переехав вслед за своим наставником в Башкирию, где был в течение двух лет помощником настоятеля в храме преп. Серафима Саровского с. Крымское, принял окончательное решение стать священником.
С будущей супругой Сергей познакомился, став студентов Челябинского духовного училища. Алена в ту пору была активисткой православного молодежного общества «Держись!». Впервые увидели друг друга в Свято-Симеоновском кафедральном соборе, а особое внимание друг на друга обратили на праздновании 3-летия «Держись!». Любопытно, что проводником Алены в духовную жизнь стала … известный ученый-языковед, доктор филологических наук Людмила Александровна Шкатова. Она предложила девушке, в ту пору студентке-филологу, в качестве педагогической практики вести кружок вязания в православной гимназии.
– Вязанию меня научила бабушка. Не скажу, чтобы я профессионально им увлекалась, но это был хороший повод прийти в православную гимназию, к тому моменту она работала в Челябинске второй год. Мне хотелось увидеть изнутри тот духовный мир, который только-только начал открываться для меня через историю, литературу, в особенности – через Достоевского. Наша школьная учительница литературы Ирина Геннадьевна Третьякова не была верующим человеком. Но то, как она выстраивала уроки, неизбежно подталкивало к размышлениям.
Окончив университет, Алена устроилась в православную гимназию учителем русского языка и литературы. Вырисовывались отличные карьерные перспективы: аспирантура, второе место во Всероссийском этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя». Но она выбрала семью. Уехала за мужем сначала в Карабаш, а затем и в Багаряк, о чем ни разу не пожалела.
Самым сложным испытанием были старшие дети – погодки Василий и Ксения, а также большое количество переездов (за 12 лет их было уже 9). Хотя последнее воспринимается ими больше не как испытание, а как очередное семейное приключение.
– Испытывали ли на детках педагогические навыки? – спрашиваю матушку Алену.
– Поначалу пыталась. Потом поняла, что с каждым ребенком все индивидуально. Третьего, четвертого и пятого воспитывала уже, больше доверяя не книгам, а интуиции.
В семье Топычкановых есть разные традиции. Часть из них связана с Великим постом. Например – «Свечка». В дни поста она зажигается перед вечерней молитвой, и каждый из домочадцев может рассказать о том, что его волнует. Другая традиция – настольные игры: шахматы, иммаджинаруиум, каркассон, катан и многие другие. Летом вся семья, если есть возможность, на своём микроавтобусе едет на море. Самые яркие воспоминания остались от путешествия в Крым в ковидный 2020 г, когда на своей машине они проехали по всей центральной России, несколько раз штурмовали Крымский мост и всё-таки смогли насладиться пустыми крымскими пляжами. Кроме того, особое удовольствие доставляют семье вылазки в свой – уральский – лес на велосипедах и мопедах.
Но главная семейная традиция связана с праздниками. На Пасху, Рождество, дни рождения детей они делают стенгазеты, для которых в доме выделена специальная стена. На ней размещаются фотографии, тематические картинки, подходящие фразы. Сейчас дети научились монтировать видео. И конечно, устраиваются праздничные концерты со стихами, танцами, конкурсами. Один из таких концертов они засняли на видео и, особо не рассчитывая на успех, послали на всероссийский конкурс «Это у нас семейное». В итоге вышли в полуфинал Уральского федерального округа! Иерей Сергий Топычканов – клирик храма преподобного Сергия Радонежского. Ещё в Багаряке он закончил Екатеринбургскую Духовную семинарию, а потом - три года назад - Санкт-Петербургскую духовную академию. Алена сейчас находится в декрете, но помогает проводить мероприятия филологического профиля в Центре доп. образования «Родное слово». Семейные дела не мешают ей развиваться: в этом году она поступила на курсы литературного мастерства Нины Ягодницевой. Юношеское увлечение стихами, отложенное в стол на 10 лет, снова вспомнилось. Оказалось, что никакие семейные хлопоты не могут отвлечь от тех приятных моментов, когда приходит вдохновение, и ты не можешь не писать. Кроме того, мечта Алёны – открыть в Челябинске Центр русского слова, в котором дети смогут заниматься поэзией, прозой, художественным чтением и более глубоко проникать в мир русского слова.
Комментарий эксперта:
Специалист службы «С.П.А.С. – консультирование» Вероника Ляпина:
Все, что мы видим, слышим, читаем, остается у нас в сознании. Образы, которые мы видим на экране телевизоров или смартфонов, информация, которую слышим, влияет на наше настроение. Безусловно, на жизни семей после распада СССР повлияли потоком хлынувшие к нам сериалы. Они попали на благодатную почву: люди, десятилетиями не жившие духовной жизнью, легко подсели на «ресурс» извне. Сериалы действовали подобно алкоголю: напился и забылся. Уткнуться в сериал проще, чем разбираться со своей душой.
Сейчас ситуация несколько иная: есть пенсионеры, которые из телевизора берут абсолютно все. И есть молодежь, которой телевизор абсолютно не интересен. Они смотрят смешные ролики для того, чтобы посмеяться. Их установка – «не париться ни о чем». Но это опасная установка, поскольку она исключает труд души. А для того, чтобы личность развивалась, душа обязана трудиться.