В наше время происходит обесценивание семьи и брака. С христианской точки зрения, блудное сожительство всё больше обретает нормативность, особенно в молодёжной среде, становясь некой альтернативой законным брачным отношениям. Однако проблема семьи в современном российском обществе не является каким-то уникальным явлением. Так, например, художественная литература дореволюционной России показывает нам немало примеров о семейных проблем как в области детско-родительских, так и супружеских отношений.
Разные семейные пути
Обратимся к представлениям о семье Фёдора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, бесспорно заслуживших звание столпов русской классики второй половины XIX века. Отметим, что писателей объединяла не только пореформенная эпоха, характеризующаяся либеральными преобразованиями Александра II. И Ф.М. Достоевский и Л.Н.Толстой имели страсть к азартным играм, попадая порой в немалые долги. Схожие черты у них были и во вступлении в семейную жизнь. Оба писателя вступили в брак в достаточно зрелом возрасте по тем временам: Достоевскому было 35 лет, а Толстому – 34 года. Были и различия в их семейной жизни. Достоевский был дважды женат. Первый брак Федора Михайловича с Марией Дмитриевной Исаевой оказался несчастливым. Брак продлился восемь лет и закончился в результате смерти жены от чахотки. Второй раз Достоевский женился в 47 лет на своей 20-летней стенографистке-переписчице Анне Григорьевне Сниткиной, родившей мужу четверых детей. Фёдор Михайлович был старше своей жены на 25 лет. Лев Толстой был женат один раз на Софье Андреевне Берс и был старше своей жены на 16 лет. В браке у них родилось тринадцать детей.
Разной была жизнь писателей до брака. В молодости бурными любовными похождениями отличался Лев Толстой, но нельзя подобного сказать о Достоевском. Он был робок и растерян среди дам своего круга, что и было препятствием для выстраивания любовных отношений. Разным было и детство будущих титанов русской классики. Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Фёдор Михайлович был окружён вниманием родителей не только в детстве, но и потом, когда пришло время его самоопределения в профессиональной деятельности. В отличие от Достоевского Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя — Александра Ильинична Остен-Сакен.
«Ах, зачем вы не женаты!»
Ввиду мировоззренческих особенностей и жизненных обстоятельств у каждого из писателей сложилось своё представление о семье. Отметим, что тема семьи занимала одно из важных мест в жизни Ф.М. Достоевского. С особой глубиной и вниманием тема семейных отношений раскрывается и в его творчестве. Сам писатель считал, что семья играет особую роль в благополучии государства. Поэтому один из заветов, воплощённых в его произведениях, заключается в том, что семья – это «малая Церковь и основа зиждительной силы общества».
Достоевский был убежден, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, из семьи, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу». Очень важным моментом, по мнению Ф.М. Достоевского, является связь между родителями и детьми. Но вместе с тем он считал, что излишняя родительская назойливость и гиперопека могут серьезно навредить ребенку. Федор Михайлович с удовольствием участвовал в их жизни с самых ранних лет. Он пеленал младенцев, купал их, носил на руках, пел им песенки, укладывал спать. Вероятней всего такое трепетное внимание к детям обусловлено поздним отцовством писателя, поскольку его первый брак был бездетным.
Несмотря на свой непростой характер, который порой ставил супругов на грань развода, Достоевский был прекрасным семьянином, и вне семьи просто не мыслил жизни, о чём весьма красноречиво свидетельствует его письмо к своему знакомому Николаю Страхову: «Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть». Ф.М. Достоевский перенял часть традиций из своей семьи: например, читал детям по вечерам. При этом он не очень понимал, как подбирать литературу по возрасту! Однажды произошёл такой забавный случай: он затеял читать Любе и Феде «Разбойников» Шиллера, и дети уснули в процессе. Точнее, Федя уснул, а Люба дремала с открытыми глазами. Это ужасно насмешило писателя.
Типы семейств в концепции Достоевского
Проблемы, возникающие в обществе, Достоевский связывал с такими типами семейств, как случайные и странные. Случайные семьи, по его мнению – это такие, где нет любви между родителями, каждый из которых держится «обособленно», живёт сам по себе. Дети вспоминают до глубокой старости малодушие отцов, ссоры в семействах, споры, обвинения, горькие попрёки и даже проклятия на них как на лишние рты. Ребёнок из такой семьи уносит с собой в жизнь «ожесточённое сердце» и «одну лишь грязь воспоминаний».
Другой проблемой семейной среды для Достоевского является, как ранее уже было сказано, «странное семейство». Писатель выделяет несколько аспектов. Во-первых, члены такого семейства отличаются странной загадочностью и, как следствие, несчастной судьбой. Эти люди либо обособили себя от общества, либо были отвергнуты им. Во-вторых, отношения между родителями и детьми проявляются то в ссорах, то в молчании, глубоко ощущается духовная изолированность. В-третьих, «странное» семейство имеет искажённую систему ценностей, что заметно отражается на процессе воспитания. Образцом такого типа семейства является повесть «Неточка Незванова». Героиня испытывает на себе три упомянутые формы распада. Поэтому её взросление происходит быстро и болезненно. Оказавшись лишённой детства, она напоминает пожилого человека, претерпевшего череду несчастий. В качестве противопославления «странным» и случайным» семействам Ф.М. Достоевский ставит семейство народное, отношения в котором выстраиваются между родителями и детьми на принципе любви. Именно такому типу отношений Достоевский будет отдавать приоритет до конца своих дней.
От аморальных отношений к семейному счастью
Если Достоевский, однажды определившись с представлением о семье, оставался неизменен по отношению к нему на протяжении всей своей жизни, то нельзя того же самого сказать о Л.Н. Толстом. С течением времени взгляд Толстого на семью претерпевал изменения. Поэтому условно можно выделить первый и второй периоды в жизни Толстого, в рамках которых он осмыслял сущность семьи. Брак и семья для раннего Л.Н.Толстого – это главное условие счастья. На данном этапе семья для него являлась главным институтом человеческой жизни. Брак и семью он мыслил как средство, спасающее от дисгармонии, уныния, помогающую обрести смысл жизни. Семья понималась им как главное предназначение человека. По мнению филолога Г.В. Токарева, на формирование таких взглядов повлияла ранняя потеря родителей и глубокое переживание аморальности своих первых встреч с женщинами.
Любовь к супругу осмысляется как чувство уважения к отцу, матери своих детей. Мысли такого содержания нашли отражение в романах писателя, среди которых: «Война и мир», «Анна Каренина». Фундаментом отношений в браке, по мысли писателя, являются дети. По сути, эту модель брака Толстой реализовал в Ясной Поляне вместе с женой Софьей Андреевной.
Брак – проявление эгоизма?
С годами отношение Толстого к семье меняется. Этой трансформации в отношении к семье предшествовал ряд факторов. Прежде всего, меняется отношение Толстого к Церкви – оно стало более скептичным. Также изменилось его отношение к частной собственности, которую он стал полностью отрицать. Кроме этого осложнились его отношения с женой и детьми. Стоит отметить, что, в отличие от Достоевского, Толстой не был примерным семьянином. Домашние заботы и в частности заботы о детях ложились на Софью Андреевну. Более того, чтобы поддерживать супругу, он читал ей морали и устраивал истерики там, где не стоило. Например, писатель обвинял ее в собственной похоти и скандалил, когда у женщины вдруг пропало грудное молоко.
Изменённое отношение к семье стало заметным и в творчестве Льва Николаевича. Если в романе «Война и мир» Толстой уверен в достижении идеала семейных отношений, то в «Анне Карениной» он выражает сомнения по поводу его достижения, о чём в некотором смысле может свидетельствовать его фраза из этого романа, ставшая крылатой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья – несчастлива по-своему». И, наконец, полное разочарование в достижении семейного идеала отражено в его повести «Крейцерова соната». В этом произведении автор акцентирует внимание на негативной стороне супружеских отношений. Главный персонаж Василий Позднышев в порыве ревности своей жены к скрипачу-учителю убивает её. Причины же своей неприязни к институту семьи Л.Н.Толстой обосновывает в послесловии к «Крейцеровой сонате». Вот что он пишет на этот счёт: «Христос не давал никаких определений жизни, он никогда не устанавливал никаких учреждений, никогда не устанавливал и брака… Идеал христианина есть любовь к Богу и ближнему, есть отречение от себя для служения Богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть во всяком случае препятствие служению Богу и людям, а потому с христианской точки зрения — падение, грех».
На основании данных суждений можно сказать, что Л.Н. Толстой высших идеалом стал считать безбрачие и хранение девства. Брак же воспринимал как проявление эгоизма, который препятствует служению Богу и ближнему. В своих записях за 1890-е гг. Толстой писал следующее: «любви нет, есть плотская потребность сообщения и разумная потребность в подруге жизни». Прочитав такие записки своего мужа, Софья Андреевна ужаснулась: «Да если б я это его убеждение прочла 29 лет тому назад, я ни за что не вышла бы за него замуж». Отметим, что, несмотря на кардинальные перемены во взглядах писателя, дети продолжали любить своего отца. Почти все они оставили совершенно замечательные воспоминания о своем родителе. Более того, одна из его дочерей, Александра, организовала даже Толстовский фонд в Америке.
*******
Подводя итоги нужно сказать, что тема семьи была одной из важных как для Ф.М.Достоевского, так и для Л.Н. Толстого. Однако между ними были и принципиальные мировоззренческие различия в отношении семьи. Ф.М. Достоевский с течением времени только укоренился в мысли о важности семьи для человека. Л.Н. Толстой в силу своего специфического мировоззрения, сопряжённого с элементами эгоцентризма, наоборот, пришёл к противоположной мысли, восприняв семью как препятствие для совершенствования человека в делах добродетели.
Отметим, что подобный взгляд Л.Н.Толстого на семью, как нам представляется, обусловлен в первую очередь подменой ортодоксальной христианской традиции своим произвольным умозаключением.