Монахи – это люди, объединенные клятвой посвятить всего себя служению Богу. Они сыграли огромную роль в истории Церкви. Однако зачем потребовалось монашество, какие причины вызвали его возникновение? Начав служение с физического удаления от общества, очень скоро монахи вернулись в мир.
Римская империя времени упадка
Историю монашества, как движения, играющего заметную роль в жизни Церкви, отсчитывают с второй половины III – IV веков, с жизни и подвижнических трудов святых Антония Великого и Пахомия Великого. Это было тяжелое время для Римской империи и народов, ее населяющих. С 235 по 284 годы государство сотрясали постоянные мятежи и гражданские войны.
Полководцы, имевшие под началом войска, провозглашали себя императорами и шли захватывать власть, попутно грабя население, отмечая свое правление казнями, в том числе и гонениями на христиан. Позже, с наступлением порядка, после воцарения Диоклетиана, государство усиливает бюрократический аппарат, чтобы уменьшить возможность смут, разделяя полномочия между многими. Стабильности прибавилось, но государственные расходы значительно возросли. При этом необходимо отметить, что Западная Римская империя до конца продолжала исполнять социальные обязательства, раздавая продукты городскому плебсу. В результате Древний Рим слабел и был вынужден откупаться от варваров или нанимать их на службу. А налоги росли и росли.
Антоний Великий: путь отшельничества
Египет, где зародилось монашество, был сельскохозяйственной окраиной, своего рода «житницей Римской империи». Он представлял собой множество деревень и мелких городков, протянувшихся вдоль Нила, над которыми господствовал гигантский торговый город Александрия с населением в 500 000 человек, что по тем временам было очень много.
Христианство к тому времени довольно широко распространилось по Египту (как и по Римской империи в целом). Однако каким оно было? Многие люди продолжали, наряду с Христом, поклоняться языческим богиням. Тексты, призывающие благословение как истинного Бога, так и Исиды с Нефтидой, были в ходу до VIII века. Последние храмы, посвященные древним египетским богам, разрушил император Юстиниан I в VI веке.
Гонения на христиан в Римской империи прекратились по повелению святого равноапостольного императора Константина. Вместе с очевидными благами это несло и духовную опасность для некрепких в вере. Христианство могло превратиться в повседневное фарисейство, совокупность обрядов, в смысл которых уже никто не вникает. Но и тогда, как и во все времена, были люди, не желавшие обманывать себя и окружающих, а решившие на деле исполнять написанное в Евангелии.
Одним их них был преподобный Антоний Великий. Он вырос в христианской семье, но после смерти родителей радикально изменил свою жизнь. Услышав в церкви слова Евангелия: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19:21), Антоний так и поступил.
Его дальнейшая жизнь была наполнена умерщвлением плоти, молитвой и борьбой с бесами. Святой Антоний все дальше удалялся от обычного человеческого жилья. Египетские монахи в древности жили обычно в заброшенных могильных склепах, показывая отвержение соблазнов греховного мира и отсутствие страха перед смертью.
Кроме того, помимо преодоления своей греховной природы, своими аскетическими подвигами они совершали важное служение для торжества христианства в умах язычников и христиан, не изживших старые суеверия. В Древнем Египте также издавна были религиозные отшельники, служившие языческим богам. Нужно было превзойти их авторитет, что монахи и делали, претерпевая пост и нестерпимую жару.
Святой Антоний Великий почитается как основатель отшельнического монашества. Однако это не означает, что он бежал от людей, отказывал им в духовной помощи. Напротив, он оставил поучения, привлекшие множество желающих идти монашеским путем. Эти поучения пересказал святой Афанасий Великий в житии святого Антония.
Киновия – монашеское общежитие
Развитие другой формы монашества связано со святым Пахомием Великим. Бывший военный, происходивший из языческой семьи, он видел уход от мира в несколько иных формах. Святой Пахомий, привыкший к организованному армейскому коллективу, учредил киновию – монашеское общежитие, включавшее много насельников в одном месте. Рано появилась и третья форма – когда селились небольшими группами, собираясь вместе лишь на богослужение. Формы служения Богу могут быть разными, главное, чтобы за ними не терялась цель.
Иаков Низибийский
В Сирии монашество также зародилось очень рано. Территория этой древней страны (не имеющей отношения к современной Сирии) находилась между Восточным побережьем Средиземного моря и верховьями рек Тигр и Евфрат. Страну нельзя было назвать захолустьем. Большие для того времени города жили торговлей, византийские и персидские армии постоянно вторгались на территорию этого региона, отбирая друг у друга территории.
Великим подвижником здесь стал святой Иаков Низибийский, также ушедший в горы и пустыни, как и египетские монахи. Он прославился своими аскетическими подвигами, употребляя в пищу лишь коренья и плоды деревьев. Святой отказался от всякого комфорта, летом живя на открытом воздухе, а зимой – в пещерах. Постоянно пребывая в молитве, святой Иаков, однако, не погряз в духовном эгоизме. Он обличал грех, к примеру, побуждая покаяться судью, осудившего невиновного. Подвижник проповедовал истинную веру, а став епископом родного города Низибии (сейчас это город Нусайбин в современной Турции), заботился о бедных и воодушевлял горожан, которые сражались с персидской армией, пытавшейся взять город. И Низибию удалось отстоять. При этом монах не оставил своих аскетических подвигов, совмещая их с заботами по управлению епархией.
Учеником святого Иакова Низибийского стал великий богослов, причтенный к сонму святых отцов, святой Ефрем Сирин. Он, как и святой Сергий Радонежский, отказывался от епископского служения, будучи посвященным лишь в сан диакона. Но и уходя в пустыню, святой Ефрем Сирин не бежал от людей. И там он собрал множество учеников. Так подвижник всеми силами противодействовал распространению ересей. Кроме того, святой Ефрем Сирин обращается к христианам со страниц своих богословских трудов и по сей день.
Таким образом, мы видим, что, начав служение с физического удаления от общества, очень скоро монахи вернулись в мир. Они стали основывать монастыри в городах. Иначе бы они не смогли исполнить заповедь Христа о любви к ближнему. Принявший это служение должен помогать мирянам духовными советами и служить примером того, что соблазны этого мира можно преодолевать.
Монашество в Древней Руси
И в Древней Руси монашество развивалось схожим образом. Святые Антоний и Феодосий Печерские, основатели Киево-Печерской обители, как и древние египетские и сирийские монахи, тоже ушли из города, чтобы поселиться в местах, непригодных для проживания. Но и они, уходя от людей, на самом деле шли к ним.
Святой Феодосий Печерский, уже прославившейся своей святостью, не отвергает с презрением участие в мирских делах, полностью уходя в молитву и аскетические подвиги. Он заступается перед судьей за вдову и так получает справедливый приговор по своему делу. Всеми силами печерский подвижник старался примирить князей, бесконечные распри которых приводили к постоянным войнам и разорению русских княжеств. Святой Феодосий Печерский, как и святой Ефрем Сирин, оставил письменное наследие, писав послания, поучения. Но не только словом проповедует русский святой. Ибо, как сказано в Писании, «…вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17), она становится лицемерием и фарисейством. Святой Феодосий строит и содержит за счет монастыря дом для нищих и больных. Каждую субботу он отправляет воз хлеба заключенным.
При этом угодник Божий также не оставляет своих аскетических подвигов. Подаренную ему хорошую одежду, которую он вынужден некоторое время носить, подвижник воспринимает, как тяжесть, нечто неприятное. И, избавляясь от нее, святой Феодосий помнит о заповеди любви к ближним, поэтому он не уничтожает эту одежду, а отдает нищим.