В челябинской исправительной колонии №2 отбывают наказание рецидивисты – мужчины, преступившие закон не в первый раз (многие во второй, третий раз, есть здесь и те, кто отбывает четвертый по счету срок). Закрыт ли для них путь к вере?
Конечно, нет. На территории учреждения есть и храм, и мечеть, их отделяет друг от друга тропинка. Мы зашли в храм святого архангела Гавриила, где нас уже ждали двое осужденных. Откровенно поговорили с ними, что толкает на совершение роковой ошибки, почему это происходит не единожды и есть ли надежда на возвращение в нормальную жизнь.
Владимир:
«Соблазны нападут, как только выйду на свободу»
Храм в честь святого архангела Гавриила вырос из маленькой часовенки, в которой едва можно было поместиться. Под наблюдением священников храма в честь святого мученика Иоанна Воина, окормляющих ИК-2, осужденные вели и строительство, и благоукрашение церкви. Те, кто более воцерковлен, учили других правильному чтению молитв. Ежедневно трижды в день братия встает на молебен, с нетерпением ждет, когда храм будет освящен, и здесь начнутся богослужения. Передо мной сидит молодой осужденный Владимир, отбывающий уже третий срок.
– К вере в Бога я пришел, отбывая второй срок. У меня там случилась промыслительная встреча. Я этим термином называю встречи, несущие благо, а не зло. Я своими глазами увидел, как душа моего сокамерника стала меняться к лучшему через молитву и покаяние. Я на тот момент почти ничего не знал о православии, но начал этому человеку подражать. Освободился, нужно было начинать все сначала. И тут эмоциональный упа- док меня постиг. Старый круг общения, и стиль общения ко мне вернулся прежний. Ударил собеседника, и лишь потом схватился за голову, понял, что же я творю, – повествует о своей судьбе Владимир.
Парень честно признается: сделает все возможное, чтобы избежать искушений, но ника- ких гарантий, что все получит- ся, нет. В тюрьме ему проще, чем на воле: там нет соблазнов, а потому и ограничить себя легко. На свободе же все пути открыты.
– Занимался боксом, потом увлекся рэпом. Не всегда творчество есть продолжение благородных порывов души:
«Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1:22). От своего же собственного ума начина- ешь к безумию приходить. Всё- таки рэп в современном мире приводит к похоти, я считаю. И христианские ценности рэ- пом не выразить, – рассуждает мой собеседник. – Мне тут один человек говорит с ухмылкой: зарабатывать-то на воле чем будешь? Стишками, что ли, своими? Научился я фор- мовке в чугунно-литейном це- ху, и мне понравилось. До зоны я толком и не работал нигде. Хочется по освобождении и матери помочь, и жениться (переписываюсь с девушкой), и в духовную семинарию по- ступить. Планов громадье, но сначала нужно будет борьбой с соблазнами овладеть. Знаю, что они на меня нападут, как только выйду на свободу. А по- ка вот курить бросил. Четыре месяца держусь.
Николай:
«Мало кому удается строить храм. Мне удалось»
Предки Николая (такое имя он получил в крещении) были крымскими татарами. Вся жизнь прошла в скитаниях: сначала Узбекистан, затем Казахстан, после чего мой собеседник попал на Южный Урал, отправившись в критический момент жизни куда глаза глядят.
Бабушка осужденного исповедовала ислам, а сам он до поры до времени не относил себя ни к какой конфессии. Попав в ИК-18, стал читать православную литературу, сначала просто из интереса, но потом проникся и начал воцерковляться. Окрепнуть духовно он не успел: оказавшись на свободе, причинил тяжкий вред здоровью односельчанина. В беседе Николай пытается найти оправдание своим действиям, стало быть, путь к раскаянию им еще не пройден. Но и срок велик – до 2028 года.
Николай рад тому, что принимал участие в строительстве храма.
– Во мне словно сила какая-то проснулась, – вспоминает он недавнюю стройку. – Все говорят: ты старый, не лезь, а то сломаешься. Я отшучивался: не дождетесь! Представляете, мало у кого в жизни такое было – строительство храма. А в моей жизни, кроме массы темных, было и это светлое событие.
Начальник отдела воспитательной и социальной работы с осужденными ГУФСИН Челябинской области полковник внутренней службы Сергей Третьяков:
– Религиозному воспитанию осужденных уделяется большое внимание. На сегодняшний день на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов ГУФСИН России по Челябинской области действуют 14 православных храмов. В остальных колониях есть молельные комнаты, которые ежедневно посещают верующие. Практически при всех храмах работают воскресные школы, во многих ведется обучение звонарному искусству.
За каждым из учреждений закреплены священнослужители. Они проводят с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также с теми, кто отбывает наказание без изоляции от общества в исправительных центрах, просветительские беседы, лекции, таинство Причастия. Всё это помогает оступившимся людям осознать свою вину, покаяться, укрепиться духовно и встать на путь исправления.