Наша страна и Русская Православная Церковь переживали разные периоды. Иногда, со стороны, казалось, что пришел конец и нас в лучшем случае ждут годы жалкого существования лишь благодаря милости новых хозяев. Однако духовный упадок сменялся стремительным подъемом, когда православие вновь возрождало страну. И сегодня, когда Россия переживает трудные времена, стоит оглянуться на нашу историю. Возможно, опыт прошлого может поведать нам о будущем.
Почему Бог навел Орду?
Нашествие хана Батыя за несколько лет сокрушило Древнюю Русь. Да, страна не была единой, княжества, на которые она распалась, постоянно воевали друг с другом, но всегда ли смута приводит к подчинению иностранным завоевателям? Например, раздробленной Германии веками удавалось избегать такой участи.
Бог часто посылает испытания и скорби для вразумления. Каким же было духовное состояние Древней Руси? Ответ на этот вопрос содержит первый сборник законов нашей страны «Русская Правда», принятый великим князем Киевским Ярославом Мудрым и доработанный его сыновьями.
Из «Русской Правды» видно, что попытки приблизить законодательство к христианским нормам властями предпринимались, но особого успеха достичь не удалось. Сыновья Ярослава Мудрого отменили кровную месть, но заменили ее лишь штрафом. Но кто мешал убить и заплатить штраф? Получалось, что у богатых было гораздо больше прав. Вообще, законодательство Древней Руси было построено не на принципе наказания преступника тюрьмой или смертью, а на возмещении ущерба. За убийство, кражу и прочее лишь платился штраф, назначавшийся в разных пропорциях по разным преступлениям в пользу потерпевшего (или его родственников) и в казну. Человек рассматривался как вещь. В силу этого и жизнь должностного лица князя стоила в 16 раз дороже жизни раба. Если же заинтересованных лиц не было (например, убитый не был опознан), то расследование просто прекращалось. Православное понимание человека как «образа Божьего» большинством жителей Древней Руси воспринято не было. Слишком многие крестились лишь формально, оставаясь по духу язычниками. И дело было не в злой воле законодателей. Просто законы, построенные на непонятных населению принципах, работать не могли. Приходилось опираться на существовавшую юридическую практику, на обычное право.
Идолопоклонство вчера и сегодня
Совсем ли ушло язычество после принятия Русью православия? Конечно, власть уничтожила капища и открыто приносить жертву Перуну и Велесу стало нельзя. Монахи Киево-Печерской лавры снискали огромное уважение в народе, к ним прислушивались и князья. Но везде ли было так? Почему тогда деструктивные культы того времени быстро находили большое число последователей? В XI веке тысяцкий (командир ополчения) Ян Вышатич в Ростовской земле пресек деятельность волхвов и казнил их. Эти представители «древней, мирной и экологичной славянской религии» ходили по селам и говорили, что женщины виновны в неурожае и прочей скудости жизни, «держат зерно, рыбу, мед». Когда к ним приводили подозреваемых лиц прекрасного пола, то эти служители нового или плохо забытого культа показывали несложный фокус. Из надрезанного плеча женщины «доставали» зерно и т.п. После этого, жертву, разумеется, убивали при всем народе. Дело не в появлении такой изуверской религиозной практики, а в том, что она нашла подозрительно много последователей. Местные жители с оружием в руках пытались защищать своих языческих учителей. Были убитые и раненые с обеих сторон, в том числе погиб православный священник, сопровождавший отряд Яна Вышатича.
Ветхий Завет во все времена дает нам, православным, множество примеров отступничества, на которых люди не спешат учиться, предпочитая снова и снова наступать на те же грабли. Древние иудеи тоже не желали слушать пророков и подчиняться тем из царей, кто пытался искоренить у них ханаанское язычество. И только вавилонское пленение смогло заставить их перестать поклоняться языческим богам. И Древней Руси пришлось пройти через порабощение внешним врагом, чтобы очиститься.
И грянул гром…
Если бы все продолжилось тем же чередом, то Россия перестала бы существовать. К моменту появления войск Батыя процесс распада Киевской Руси зашел слишком далеко. Сложились крупные княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское… Крупные региональные центры рано или поздно поглотили бы мелкие и было бы здесь продолжение Европы с несколькими нациями. Люди считали бы себя принадлежащими к новгородскому, смоленскому или северскому народу, а само понятие «русские» стало бы синонимом термина «европейцы». И, возможно, что некоторые правители новых государств пошли бы на унию с католичеством подобно князю Даниилу Галицкому, принявшему корону от римского папы. К слову, помощи от Запада против Орды он не получил: там, как обычно, решили ограничится побрякушкой – короной и моральной поддержкой.
И даже наложение дани, разрушение городов, позор поражения и чувство национального унижения не смогли возродить страну. Под властью завоевателей князья продолжали вести нескончаемые междоусобные войны. Отличие от прежнего времени заключалось лишь в том, что к ним добавились доносы ханам друг на друга. Даже к концу XIII века, когда Орда раскололась на две части, сбросить иго не получилось. Князья предпочитали действовать исходя из своих местечковых интересов, ориентируясь на ордынские группировки.
Церковь православная осознавала глубинную причину катастрофы, постигшей страну: «по грехам нашим» пришли и победили завоеватели. Священнослужители служили литургию в храмах, иногда даже играли важную роль в исторических событиях. Дьякон Дудко поднял восстание в Твери в 1327 году, когда был перебит отряд ордынцев. У этого священнослужителя стали отбирать лошадь, и он позвал на православных помочь ему, как служителю Церкви, защитить от «поганых». Это вызвало всплеск патриотизма, но вскоре была послана карательная экспедиция, названная нашими предками Федорчукова рать (так переиначили наши предки непонятное иноземное имя ее командующего) и город был сожжен. Нужен был мощный и не одномоментный духовный подъем.
В чем сила преподобного Сергия Радонежского?
Вновь консолидировать народ, побудить встать на защиту Церкви и страны, смог преподобный Сергий Радонежский. В чем была сила радонежского игумена? Святой строгой монашеской жизнью, личным примером смог показать, что можно преодолеть сребролюбие, алчность и гордыню.
Однако более важно и его последующее служение. Наложи преподобный Сергий на себя обет молчания или уйди он в затвор, то и судьба нашей страны могла бы сложиться иначе. Истинный аскетизм не может противоречить любви к ближним.
Узнав о нем, в Троицкую обитель пошли люди. И он разговаривал не только с желающими принять монашеский постриг. Показательно, что преподобный Сергий не ушел от людей в глухие леса. Монастырь он основал в 14 верстах (верста – чуть больше километра) от Радонежа. Строить обитель в городе во времена ордынских набегов было неразумно. И его ученики тоже далеко не всегда уходили в глушь строить новые обители. Например, один из них основал московский Симонов монастырь, другой – Чудов монастырь, расположенный в Кремле.
Как преподобный Сергий Радонежский служил народу православному и Святой Руси
Из жития мы видим, что основатель Троице-Сергиевой лавры никогда не превозносился над людьми. Он не просто называл себя «наихудшим из людей», «грешным», но и вел себя как человек, не претендующий на власть и почитание. Преподобный Сергий, еще до введения в его монастыре общежительного устава, помог одному из своих же монахов построить сени к келье, причем взял в качестве платы за тяжелую физическую работу решето гнилого хлеба. Не наказаниями и порицанием, а подобными примерами троицкий игумен приводил людей к покаянию в грехах.
И это давало результаты. Житие повествует о крестьянине, пришедшем в Лавру и не желавшем признавать в плохо одетом монахе преподобного Сергия. Святой не осудил этого человека за «несоблюдение субординации», не прогнал с позором, а посадил с собой за стол. И получил вскоре нового монаха, так как крестьянин этот скоро пришел просить преподобного Сергия постричь его.
Подвижник умел говорить не только с простыми людьми. В 1385 году св. великий князь Дмитрий Донской послал его, чтобы побудить князя Олега Рязанского не враждовать с Москвой. И тот самый Олег, который, как и литовский правитель Ольгерд, ждал исхода Куликовской битвы, чтобы в случае чего ударить по проигравшему и ослабленному Московскому княжеству, этот правитель княжества – непримиримого геополитического соперника Москвы и «собирания русских земель» – на этот раз прислушался к преподобному Сергию. Миссия увенчалась успехом.
Не только личные аскетические подвиги, но умение говорить с разными людьми на их языке помогли троицкому игумену всколыхнуть Русь и вызвать желание подражать ему, что и привело к духовному и патриотическому подъему.
Что день грядущий нам готовит?
И что, исходя из этого, мы можем сказать о сегодняшней ситуации? Конфликт с Западом всерьез и надолго. Любые уступки лишь ухудшат положение страны. Вспомним Горбачева. Он все отдал, войска вывел из Восточной Европы, реформы провел. Но разве в бывшем СССР наступило всеобщее благоденствие? Запад завалил Россию деньгами в благодарность за отказ от сфер влияния и части своей территории? И сегодня американское руководство и его вассалы слишком напуганы возрождением сверхдержавы. Каким бы результатом ни закончились военные действия в соседней стране, от полной победы до сокрушительного поражения, нашу страну и всех нас в покое не оставят. Современное оружие, деньги, импортозамещение – это необходимо. Но сами по себе они победу не гарантируют. И во времена порабощения ордынскими ханами, оседлого населения на Руси было на порядок больше, чем кочевников. Просто потому, что земледелие может прокормить намного больше людей, чем кочевое животноводство, и плотность у оседлого населения всегда выше. Но без духовного подъема мы обречены.
В Первую Мировую войну российская армия не была разгромлена и, несмотря на поражения, худо-бедно держала фронт. Но он рухнул и не под ударами вражеских войск. Войска были обеспечены священниками гораздо лучше, чем сегодня. Но армия растаяла, превратившись в толпу дезертиров. И это устроила не столько пораженческая пропаганда (она всегда есть, но далеко не всегда работает), сколько отсутствие у солдат мотивации. Они не понимали, за что они воюют. Слова командиров и полковых священников повисали в пустоте. Тогда Российскую империю погубило отсутствие духовного стержня. Не нашлось новых Сергиев Радонежских и Гермогенов, место монахов заняли революционные агитаторы со сказками о светлом будущем, о построении «рая» на Земле.
Если мы не хотим отдать инициативу прозападным блогерам, то Церковь должна дать тех, кто способен отвечать на вопросы. Не ждать, когда Господь сам им приведет прихожан (иначе мы-то зачем?), а делать то же, что и преподобный Сергий Радонежский. Нужно объяснить людям, в чем заключается православная вера. Что это не просто отстаивание часов на богослужении, а определенная жизненная философия, требующая борьбы, прежде всего, с самими собой, со своей жадностью, трусостью, желанием растоптать ближнего.
Во времена преподобного Сергия Радонежского народ был более воцерковлен, чем сейчас. Жизнь была построена по-другому, люди в выходные сходились в храм на богослужение, потому что он был расположен в центре села, туда приходили все. Житейские, политические и чисто финансовые вопросы часто воспринимались тогда через призму веры, через призму соответствия «правде». Потому было естественно для людей, оказавшихся в сложной ситуации, идти в монастырь или скит посоветоваться с уважаемым старцем.
Сегодня жизнь иная, у нее другой ритм. Не много людей могут просто бросить все и провести несколько дней в монастыре. Хорошо это или плохо, но это факт. Иногда наступают времена, когда Церковь должна не ждать, пока к ней придут, а идти к людям сама. Святой Василий Блаженный не сидел в скиту, а ходил по столичным улицам, а святейший патриарх Гермоген не ждал, когда к нему со всех концов страны придут ходоки за советом и поучением, а рассылал свои грамоты сам.
Сегодня мы опять переживаем очень сложный период, и Церковь сама должна звать людей к диалогу. Обсуждать можно многое. Все равно очень быстро разговор перейдет на вечные темы: для чего мы живем, что есть добро и что зло, что делать дальше … Нужны площадки, где люди могут задать вопрос Церкви и получить ответ. Иначе их рано или поздно создадут другие.
Несомненно, и нас ждет новое Куликово поле. И не только в военном смысле. Как уже неоднократно было в истории нашей страны, придется вновь пройти через ниспосланные нам испытания. Но главным местом битвы являются души людей. Без духовной победы на духовном Куликовом поле и разгром вражеских армий, и экономическое процветание не спасут Россию. Ее вновь продадут, как было в 1990-х, в феврале 1917-ого, во время Смуты XVII века. И не дать стране погибнуть может лишь православная вера. А это невозможно без новых пастырей, умеющих говорить с людьми. Не с народом,вообще, не с постоянными прихожанами конкретного храма, а с солдатом или офицером, пришедшим с фронта, с мелким предпринимателем, с простым служащим. Третьей великой смуты страна, обладающая ныне ядерным оружием, уже не выдержит.