Иван Иванович Пущин навсегда остался в истории русской литературы в статусе лицейского товарища А. С. Пушкина, главного адресата дружеской лирики поэта, декабриста, политического узника, добровольно отказавшегося от эмиграции, однако в то же время (и это малоизвестный факт) судьба Пущина тесно связана с жизнью и творчеством Достоевского как в линии биографической, так и в парадигме духовной. И если биографические переклички очевидны (общий круг знакомых, общие корреспонденты), то о духовной близости двух «узников совести» – декабриста и петрашевца – в научной литературе не говорится.
Две исторические встречи
Ивана Ивановича Пущина с Пушкиным связывал не только Императорский Царскосельский лицей, но и Летний сад, квартира на Мойке и В. Л. Пушкин (родной дядя поэта, познакомивший будущих приятелей), а также глубокий патриотизм, жажда благородной деятельности, стремление посвятить свою жизнь служению Отечеству. Кроме того, Пущин стал внимательным и вдумчивым читателем-комментатором лицейских и вольнолюбивых стихотворений Пушкина, без примечаний Пущина отдельно взятые детали, мотивы, аллюзии оставались бы для широкого читателя белым пятном.
После окончания лицея друзья виделись нечасто, в основном встречались в салоне Антона Дельвига, но две важные встречи Пущин отметил фактом особого значения. В 1818 г. И. Пущин входит в артель Союза благоденствия (тайное общество декабристов), читает в рукописной версии стихотворения Пушкина «Деревня», «Вольность», строго запрещённые цензурой. В это же время произошла историческая встреча с Пушкиным на квартире Николая Тургенева, декабриста, идеолога русского либерализма, эмигранта, где обсуждалось издание политического журнала. Пущин и Пушкин уединились в уголке, курили сигарки. Пушкин агитировал Пущина заниматься литературно-критической деятельностью (писать рецензии на книгу о французской революции), Пущин не торопился агитировать Пушкина вступать в члены кружка (он считал его неблагонадёжным человеком: «Образ его мыслей всем хорошо был известен, но не было полного к нему доверия»). В 1837 году, находясь в Читинском остроге, Пущин будет анализировать сложное стечения обстоятельств: «Что было бы с Пушкиным, если бы я привлёк его в наш союз?». Судьба Рылеева, смертная казнь или амнистия, сохранённая жизнь поэта?
Последняя встреча и в научной литературе, и в «Записках о Пушкине» Пущина описана подробно. Знаменитая встреча Пущина с опальным поэтом Пушкиным, который находился в ссылке под надзором государственной власти, произошла в январе 1825 г. в селе Михайловское. Друзья плакали, предчувствуя последнюю встречу.
Пущин, вспоминая о Михайловском спустя 33 года, не мог сдержать слёзы: «Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Среди всего этого много было шуток, анекдотов, хохоту от полноты сердечной. Уцелели бы все эти дорогие подробности, если бы тогда при нас был стенограф. Как хоть в этом не успокоить его, как не устроить так, чтоб ему, бедному поэту, было где подвигаться в зимнее ненастье. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!». Пушкин также вспоминал эту встречу поэтическим посланием Пущину в Сибирь. Листок со стихотворением тайно привезла в Сибирь жена декабриста А. Г. Муравьева: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании».
В лирическом послании «И. И. Пущину» Пушкин, с одной стороны, благодарит друга за соучастие, верность, за поддержку в сложный период зимней ссылки; с другой стороны, чествует своего адресата, отбывающего наказание в Сибири, тёплым поэтическим словом, обращаясь с чувством глубокого утешения к узнику совести, заживо погребённому в остроге, озаряя сложные минуты каторжной жизни Пущина лучом лицейских воспоминаний о счастливой юности, о Царском Селе, о том времени, когда они были неразлучны.
«Что за ужасное было это время!»
Ссыльный Пущин отмечал, что следил с любовью за постепенным литературным развитием Пушкина; наслаждался всеми его произведениями, являвшимися в свет, получая почти все повременные журналы. Бывший директор лицея Энгельгардт прислал Пущину его стихотворение «19 октября 1827 года». В строке, посвященной житейскому горю, Пущин определил поистине «достоевский» мотив страдания во имя искупления и воскресения и символический образ «мёртвого дома»: «Проходили годы; ничем отрадным не навевало в нашу даль – там, на нашем западе, все шло тем же тяжелым ходом. Мы, грешные люди, стояли как поверстные столбы на большой дороге…Пушкин вспомнил меня и Вильгельма, заживо погребённых. В своеобразной нашей тюрьме я следил с любовью за литературным развитием Пушкина».
В письме А. М. Достоевскому от 1854 г. (Семипалатинск) Ф. М. Достоевский скажет: «А те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу. Что за ужасное было это время, не в силах я рассказать тебе, друг мой. Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Без комментария Пущина не понятны также были бы две строфы из стихотворения Пушкина «19 октября» (1825 г.).
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
…
Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан.
Нужно иметь в виду, что эпитет «опальный» здесь наполнен гиперболическим содержанием (опальный в квадрате): в немилость монарха попал не только Пушкин, но и Пущин. В результате конфликта с великим князем Михаилом Павловичем (который высказал неудовольствие внешним видом поручика конногвардейской артиллерии) Пущин перешёл на гражданскую службу в уголовный суд.
Горячо просил Пущина написать воспоминания о Пушкине Евгений Иванович Якушкин (1826—1905) — сын декабриста, юрист, этнограф и библиограф, корреспондент Достоевского, он же посылал ему книги Пушкина: «С Иваном Ивановичем заговорить о Пушкине было нетрудно; я приступил к нему прямо с выговором, что он до сих пор не написал замечаний на биографию, составленную Анненковым.
– Послушайте, что же я буду писать, кого могут интересовать мои отношения к Пушкину?
– Как кого? Я думаю, всех; вы Пушкина знали в Лицее, знали его после, до 26 года, – он был с вами дружен.
– Да, ежели бы я мог написать что-нибудь интересное, я бы написал, но, во-первых, я не умею писать, хоть Пушкин и уверял всегда, что у меня большой литературный талант, а во-вторых, я могу сообщить только такие мелкие подробности, которые никого не могут интересовать, а писать для того, чтобы все знали, что я был знаком с Пушкиным, согласитесь сами, было бы очень смешно».
Что их объединяло?
В мае 1857 года Пущин женится на Наталье Дмитриевне Фонвизиной, вдове декабриста Михаила Александровича Фонвизина, и, вероятно, через неё знакомится с личностью и творчеством Достоевского. Что их объединяло?
Во-первых, они прошли общий каторжный путь, только в разные годы. Во-вторых, любовь к творчеству Пушкина (оба читали его в Сибири). Достоевский был знаком с Пушкиным с самого детства (по творчеству). Оба читали его и в каторжных норах (Достоевский - благодаря содействию Е. Якушкина, того человека, который сподвиг Пущина написать воспоминания о Пушкине).
В-третьих, сибирское дело. Пущин считал, что забота о петрашевцах – нравственный долг декабриста: опекал Толя, Дурова, наводил справки о жизни Достоевского в Омске через протоиерея А. И. Сулоцкого. Поздравил Достоевского с амнистией и возвращением потомственного дворянства через М. Муравьева-Апостола, давнего поклонника Достоевского и будущего друга семьи.
В-четвёртых, общие корреспонденты, знакомые, круг чтения: Н. Д. Фонвизина (подарила Достоевскому Евангелие, когда тот шёл по этапу в Омский острог. Жене декабриста адресовано одно из главных писем о единстве и противоречии Христа и истины), А. Е. Врангель (свидетель несостоявшейся казни Достоевского, горячий поклонник писателя, его младший товарищ), Д. Григорович (товарищ Достоевского по инженерному училищу, по его протекции опубликованы «Бедные люди»), Е. Якушкин, С. Дуров. В-пятых, мировоззренческие принципы, духовная близость, общие биографические места.
Переписка с Натальей Дмитриевной Фонвизиной
Наталья Дмитриевна Фонвизина (1805-1869) – вдова декабриста М. А. Фонвизина, жена декабриста И. И. Пущина, конечно, является главной точкой сближения и взаимовлияния двух литераторов. Именно от неё Достоевский получил главный подарок жизни – знаменитое каторжное Евангелие: «Фёдор Михайлович во всю свою жизнь никогда не расставался с Евангелием, даже в поездки в Москву на несколько дней брал его с собою. Дома оно лежало на письменном столе и в него он любил вкладывать дорогие для него вещи, например: портреты детей, их письма и прочее» (А. Г. Достоевская), символический образ каторжной книги будет впоследствии фигурировать в романе «Преступление и наказание».
В 1853 году Достоевский и Фонвизина ведут переписку. Достоевский посвящает Фонвизину в квинтэссенцию своего религиозного мировоззрения: «Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. …верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
Каторжное Евангелие
Каторжное Евангелие Достоевского – подарок Фонвизиной – содержит около 1426 помет, сделанных рукой Достоевского. Этим оно и интересно. Один из самых репрезентативных с точки зрения помет Достоевского фрагментов – мотив воскрешения (речь идёт о воскрешении Лазаря).
Евангельский мотив организует главную идею нравственной и религиозной природы раскаяния главного героя романа «Преступление и наказание» через обретение таких ценностей высшего порядка, как любовь, надежда, вера в обновлённое будущее, воскресение и нравственное преображение героя, что невозможно без активного покаяния, деятельного милосердия, отречения от зла, без осознания вины. Здесь высвечивается стихийный путь героя от смерти к воскресению. Герой понимает главное: нет добродетели без бессмертия, нет свободы без Христа.
Пущин, в свою очередь, вошёл в художественное мышление Достоевского, став возможным прототипом Дмитрия Разумихина, героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», университетского товарища Раскольникова. Безусловно, Достоевский не мог пройти мимо «Записок о Пушкине» Пущина, вышедших с цензурными изъятиями в журнале «Атеней» в 1859 году, по нескольким причинам: Пушкин – любимый писатель Достоевского, Фонвизина – одна из главных женщин-корреспонденток Достоевского, которая к тому же благословила «в новый путь, перекрестила и оделила Евангелием»; познакомить с сочинением Пущина могло общее окружение – Матвей Муравьёв-Апостол, А. Е. Врангель.
Узник совести в Читинском остроге
Личность Пущина, лицейского приятеля любимого поэта, также не могла не заинтересовать Достоевского, в духовном отношении и судьба Пущина, и судьба Достоевского тесно связаны множеством точек притяжения: Пущин ощущал себя узником совести, заживо погребённым в Читинском остроге, Достоевский свой каторжный опыт воплотил в образе Мёртвого дома в одноимённых записках; Пущин преодолевал великий комплекс греха (за несостоявшееся смертоубийство, в его судьбе – мотив преступления и наказания, который мог заинтересовать Достоевского), в Сибири чувствовал себя правдоискателем, страждущим на большой дороге жизни, Достоевский в Сибири преодолевал страдание невыразимое, бесконечное, чувство духовной смерти; Пущин в Сибири испытывал скорбь, одиночество, тоску, отверженность, Достоевский свободу и вольный мир за оградой острога воспринимал несбыточной сказкой; Пущин в Сибири не терял времени, занимался общественно полезной работой, его охватила жажда знаний, потребность в личностном развитии, в чтении актуальной литературы. Достоевский в Сибири столкнулся с инверсией человеческой жизни: миром с особыми законами, костюмами, нравами, обычаями, с особенными людьми. Ценностями высшего порядка для Пущина и Достоевского стали многообразие жизни, простор и свобода, обыденный комфорт, источники вдохновения, впечатления, восприимчивости, земля обетованная, мир как красота Божьего творения, открывающийся за границей тюремной ограды.
В общественном сознании современников Пущина отличали такие качества характера, как благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, честолюбие, рассудительность, просвещённость. По своей мировоззренческой установке он был почвенником: всем сердцем любил Родину, но без фанатизма, был глубоко верующим человеком, ярким представителем гражданского общества (опекал обездоленных декабристов, был покровителем бедных петрашевцев). Эти качества характера нашли отражение в образе Дмитрия Разумихина, которого с Пущиным сближает ключевая особенность – преданность дружбе, сверхъестественное религиозное качество: невозможность оставаться в стороне от чужого горя, способность любить другого больше, чем себя, готовность прийти на помощь и протянуть руку падшему человеку, христианская ответственность за судьбу ближнего своего.