В Челябинск прибывает частица мощей, а сами мощи блаженной Матроны находятся ныне в центре Москвы, в Свято-Покровском монастыре. Примерно в километре от метро «Таганская». И даже в обычные дни к ним тянется большая очередь, едва ли не от самого метро. Жители столицы, прилично одеты, взволнованы. У многих звонят дорогие айфоны: «Как, температура спала?» – «Пришёл в себя после наркоза?» – «В палату из реанимации перевели?» И не остановить этот поток переживаний, с которыми люди стоят в очередь к Матронушке.
Если церковь – врачебница, больница, как мы слышим в молитве перед Таинством Исповеди, то можно сравнить эту обитель с кабинетом первичного приёма в поликлинике. Травмпунктом. Или диспетчерской, принимающей вызовы на станции скорой помощи. Сидит там старушка-фельдшер, нередко без высшего образования, без академических заслуг, да и без обходительных манер. Но она точно знает, что срочно предпринять и к кому дальше направить.
Матрона прожила очень несчастную жизнь. Родилась слепой. Родители хотели отдать её в приют, и только видение белой птицы (от самого описания слеза просится) удержало их от греха. Осиротела. Жила в людях. Потеряла способность ходить. Всё время её окружали нищие, бездомные, юродивые – те, кого советское общество вытолкнуло на дно, как оно и планировало поступить с верующими.
Кажется, всё плохое, что могло случиться с человеком, с ней как раз случилось. Почему так? Мы можем только догадываться. И другие пытались догадываться. Бабки-шептуньи, окружавшие её, которые не то что духовных академий не кончали, а и Евангелие едва ли читали, а возможно и вовсе были неграмотными. Толковали так: Матронушка с других «порчу» снимала и на себя колдовские чары брала. Что-то вроде Гарри Поттера получается, который, для того чтобы одолеть своего врага, должен был соединиться с крестражем. Конечно, такое объяснение не христианское. И недаром его критиковали профессор Московской Духовной академии Алексей Осипов и другие учёные богословы. Но Христос принял на себя все грехи мира. Может быть, Матрона настолько смирилась внутренне, что стала достойной разделять страдания народа.
И тогда, в 1920-40-х, когда гнали учёных христиан, когда отправили на Соловки отца Павла Флоренского, когда расстреляли священномученика Илариона (Троицкого), она принимала простых людей в избушке (говорят, где-то недалеко от Арбата), и никакая милиция ей помешать не могла. «Тёмные старушки бормочут о своём, скоро настанет царство труда, коммунизм, а религия отойдёт как ненужный рудимент».
Встречалась ли она с праведным Иоанном Кронштадским? Вполне допустимо. Со Сталиным – вряд ли. Но кого-то согревала и эта мысль. А на кого им оставалось надеяться, когда власти эвакуировались в Куйбышев, когда с неба сыпался огонь, взрывались бомбы. Да, они молились Богу. Как и многие другие во время войн, которых так много случалось за историю человечества. И всё-таки иное ощущение давало то, что где-то рядом есть святая старушка, она не обещала, что выживешь лично ты, но обещала, что не сдадут Москву.
Сначала Матрону похоронили по её собственному желанию в Даниловом монастыре, «чтобы слышать службу». Это одна из обителей Москвы, которая всегда считалась «патриаршей» – таким образом церковь, причём не обновленческая, не катакомбная, а именно каноническая Церковь в лице Московской Патриархии для неё была важнее всего. Для верующих 1940-50-х годов это было указанием очень значимым.
И по сей день с Матроной Московской связано много «наносного» – уж не язычества конечно, но, скажем так, суеверного. Учёные, книжные христиане боятся, что это «наносное» может заслонить иным простецам Христа. Это во многом зависит от нас самих, обитателей палат и кабинетов той самой «больницы» – церкви, на порог которой ступает обращающийся к популярному святому новый человек.
Так что святитель Григорий Палама – хорошо, и святитель Симеон Новый Богослов – хорошо, но как сильно заболит, побежишь ведь не к ним, а к Матронушке…