Братья и сестры! Мы с вами видим, что изображение Креста присутствует в нашей жизни практически повсеместно: мы привычно носим на шее небольшой крестик, видим крест на куполах храмов, в самом храме, на груди священнослужителей, крест венчает могилы многих умерших людей. Христианская традиция оградила нас Крестом, как предметом, соприкасаясь с которым человек становится защищенным от злых сил. Давайте же поразмышляем над тем, что для нас представляет Крест Господень? Что мы чувствуем, глядя на Распятого на нем Спасителя? Какой смысл таит в себе этот величайший символ человеческой истории?
Для ответа на поставленные вопросы обратимся к истории праздника Воздвижения Креста Господня, который ежегодно отмечается 27 сентября по новому стилю. Хронологически Крестовоздвижение происходит последним из двунадесятых праздников, подводя итог важнейшим праздничным событиям Православной Церкви.
Одна из версий происходящих событий гласит, что в IV веке мать византийского императора Константина Великого, царица Елена, по просьбе сына отправилась на Святую Землю, чтобы найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Поиски были трудными. Наконец, по указаниям одного местного жителя, был раскопан холм, под которым обнаружили три креста. Чтобы определить, на каком из них был распят Спаситель, кресты по одному стали прикладывать к умершему человеку. При возложении последнего из трех крестов умерший воскрес. Так был найден Животворящий Крест Господень.
В честь этого события Константинопольский Патриарх Макарий вместе с духовенством трижды высоко поднимали Крест, чтобы все пришедшие могли увидеть его и поклониться Честному Древу. Этот чин и сегодня совершается во многих храмах Православной Церкви в день Крестовоздвижения на праздничном всенощном бдении. Радость обретения Креста была настолько велика, что в молитве из чина венчания она сравнивается с радостью людей, вступающих в христианский брак!
Но почему орудие казни Спасителя вызывает столько благоговейного ликования у христиан? Ведь распятие – самая позорная и мучительная казнь древности, вызывающая ужас при одном упоминании о ней. В Евангелии от Иоанна есть такие слова Иисуса Христа: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15). Здесь Господь вспоминает эпизод из ветхозаветной истории. Когда-то израильский народ сильно оскорбил Бога, за что Он послал на них нашествие ядовитых змей. Чтобы нация не вымерла от укусов, Моисей, по повелению Божию, поместил на высоком столбе медное изображение змея. Всякому укушенному человеку достаточно было взглянуть на этот символ наказания за грехи, чтобы ощутить покаянное чувство и быть исцеленным.
Святые отцы единодушны во мнении, что эта ветхозаветная история прообразует собой Голгофскую жертву Христа. Святитель Тихон Задонский пишет: «Израильтяне, укушенные в пустыне змеями, взирали, по повелению Божиему, на вознесенного медного змея и так исцелялись (Чис. 21:6-9). Так должны и мы с верой взирать на Христа, Сына Божиего, за грехи наши вознесенного на древо и Крестом Своим сокрушившего голову того змея (то есть диавола), да исцелимся от смертоносного его яда». Поэтому Крест Господень для нас — это орудие спасения, без которого человеку не была бы доступна вечная жизнь. И чем чаще мы обращаем взор на измученное казнью Тело Спасителя, тем лучше понимаем, что своим безобразным поведением мы также распинаем ближнего, как когда-то распяла Господа обезумевшая толпа.
Апостол Павел в послании к галатам пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». Давайте же и мы в светлый день праздника Крестовоздвижения отложим все лукавые дела и с надеждой на милосердие Распятого Спасителя будем восхвалять Его словами праздничного тропаря: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Аминь.