Этот угодник Божий возглавляет собор святых Челябинской митрополии. Именно на Южном Урале в 1937 году Местоблюститель Патриаршего Престола принял мученическую кончину. С какими испытаниями ему пришлось столкнуться? И почему нам сегодня важно вспомнить об этом? На эти и другие вопросы отвечает тест Валентина ГУРСКОГО – пресс-секретаря станицы Смолеозерная, кандидата философских наук, подъесаула.
После блаженной кончины святого Патриарха Тихона, 25 марта (7 апреля) 1925 года, в управление Церковью, согласно завещанию Патриарха, признанному русским епископатом, вступил священномученик Петр, митрополит Крутицкий (Полянский; 1862-1937), впоследствии принявший мученическую кончину на южноуральской земле, в Верхнеуральской тюрьме особого назначения. Ему предстояло действовать в условиях невозможности проведения выборов Патриарха, в постоянном противостоянии обновленцам и светской власти.
Советская власть, широко поддерживавшая обновленцев, всеми мерами административного воздействия старалась склонить православных епископов на соединение с обновленцами: упорствующие арестовывались и ссылались, колеблющимся сулили всякие блага при условии их перехода в обновленчество. В этот момент митрополит Петр издал 15(28) июля 1925 года свое послание к Русской Церкви, резко и четко определившее позицию Православной Церкви перед лицом грядущих событий как позицию непримиримого стояния за истину, категорического отказа от компромиссов с обновленчеством и со стоявшей на его стороне советской властью.
Представители властей так формулировали свои условия, при выполнении которых они обещали нормализовать юридическое положение Церкви: издание декларации, призывающей верующих к лояльному отношению к Советской власти; устранение неугодных власти архиереев; осуждение заграничных епископов и контакт с правительством в лице представителя ОГПУ. Митрополит Петр решил составить декларацию, адресованную советскому правительству, в которой он собирался показать, какими он видит отношения Церкви с государством в сложившихся обстоятельствах. В документе говорилось: «Возглавляя в настоящее время после почившего Патриарха Тихона Православную Церковь на территории всего Союза и свидетельствуя снова о политической лояльности со стороны Православной Церкви и ее иерархии, я обращаюсь в Совнарком с просьбой во имя объявленного лозунга о революционной законности сделать категорические распоряжения ко всем исполнительным органам Союза о прекращении административного давления на православную Церковь и о точном выполнении ими изданных центральными органами власти узаконений, регулирующих религиозную жизнь населения и обеспечивающих всем верующим полную свободу религиозного самоопределения и самоуправления». Документ не был передан властям, поскольку священномученик Петр счел недостойным для Церкви передавать его через кого-либо, а хотел для этого встретиться непосредственно с главой правительства.
Большевики поставили целью добиться отстранения священномученика Петра от церковной власти. В газетах стали появляться статьи о его якобы контрреволюционной деятельности. Затем на обновленческом лжесоборе в Москве «первоиерарх православных церквей в СССР» Александр Введенский огласил сфабрикованный документ, якобы разоблачавший связь митрополита Петра с заграницей. 27 ноября (10 декабря) 1925 года у митрополита Петра был произведен ночью обыск, он был подвергнут домашнему аресту, а через два дня переведен во внутреннюю тюрьму ОГПУ.
Согласно завещанию, оставленному священномучеником Петром (Полянским), в случае его ареста в управление Церковью должен вступить в качестве Заместителя Местоблюстителя митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), затем экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), и, наконец, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Безусловно, такое единоличное решение о судьбе патриаршего престола – использование завещания для назначения Заместителя Местоблюстителя — событие в церковной истории уникальное и никакими каноническими документами не предусмотренное. Но в необычайно жестоких условиях, в которых существовала тогда Русская Церковь, при совершенной невозможности созыва Собора, Местоблюстительство и заместительство по завещанию оставались единственным средством для сохранения патриаршего престола и высшей церковной власти. Большая часть епископата, духовенства и верующих понимали это и признавали первоиерархом или его заместителем того, на кого этот тяжкий жребий падал по воле первоиерарха.
К моменту ареста священномученика Петра ОГПУ уже подготовило нелегитимную группу епископов, во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). Группа созвала совещание своих сторонников. Было заявлено, что деятельность священномученика Петра была «контрреволюционной» и «неканоничной». Указав, что, ввиду его ареста управление Церковью отсутствует, они объявили себя Временным Высшим Церковным Советом (ВВЦС) и предприняли попытку взять в свои руки управление Церковью. ОГПУ подготовило выступление этих епископов (в историю они вошли как григорьевцы) еще, очевидно, тогда, когда священномученик Петр был на свободе и оказало им поддержку. Вместе с тем истинный Заместитель священномученика Петра – митрополит Сергий (Страгородский) лишен был права выезда из Нижнего Новгорода в Москву и, таким образом, не мог вступить в управление Церковью. В попытке привлечь митрополита Сергия на свою сторону руководители ВВЦС потерпели неудачу.
Оставаясь до мая 1926 года в одиночном заключении во внутренней тюрьме, митрополит Петр не представлял ничего о действительном положении вещей. Но в то же самое время дела ВВЦС шли все хуже и хуже, вся Церковь стала на сторону митрополита Сергия. Авантюра с созданием ВВЦС шла к своему закономерному краху. Также неудачной оказалась попытка Тучкова создать параллельную церковную власть во главе с митрополитом Агафангелом (Преображенским), который был введен в заблуждение, думая, что митрополит Сергий отказался от власти. Узнав правду, владыка Агафангел отказался от любых претензий на власть.
В результате к концу 1926 года власти убеждаются в необходимости запустить новый механизм церковных разделений. Стало ясно, что ни один достаточно авторитетный иерарх не станет ставить интересы большевиков выше церковных, надежды на обновленцев также потерпели крах. Но и в организации какого-нибудь очередного самозваного «временного церковного управления» большевики уже не видели смысла.
Единственным законным управителем остался митрополит Сергий, который после переговоров с Тучковым составил проект своей знаменитой Декларации. Она была обнародована 29 июля 1927 года. Конфликт по поводу должной правовой и вероучительной оценки этого документа углубил ряд имевшихся расколов, породил новые и продолжался практически до нашего времени. Немного раньше издания Декларации митрополита Сергия священномученик Петр был снова перемещен и содержался теперь в Тобольской тюрьме. В это время он не мог оказывать влияния на ход дел, хотя оставался патриаршим Местоблюстителем, духовное единство с которым оставалось бесспорным основанием принадлежности к канонической Церкви. Условия заключения священномученика Петра были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, он был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем.
После мученической кончины священномученика Петра, последовавшей в 1937 году, митрополит Сергий согласно завещанию святителя Тихона стал носителем канонически законной церковной власти. Таким образом, в тяжелейший период гонений удалось сохранить каноническую преемственность высшего церковного управления.
В свете современных событий на Украине нам необходимо помнить, что канонический церковный строй невероятно важен для православных христиан, так как именно им определяется возможность совершения истинной Евхаристии. И именно поэтому для нас важны сегодня те святые, главный подвиг которых состоял в хранении церковного единства, и ярчайшей фигурой среди таких является священномученик Пётр Крутицкий.