По благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия все челябинские сестричества милосердия в 2023 году объединились. Руководителем Единого городского сестричества стал глава Епархиального социального отдела иерей Павел Курбатов. Чтобы понять, чем живут челябинские сестры милосердия, мы пообщались со Светланой ЭПОВОЙ и Анной САНОЧКИНОЙ.
– Вы обе трудитесь при храме мученика Иоанна Воина. Давно ли приход занимается делами милосердия?
Анна: Сестричество при храме Иоанна Воина появилось в ноябре 2013 года. Храм тогда еще строился. А сестричество носило имя праведного Иоанна Кронштадтского, который много помогал людям, переживал за них, молился и даже создал Дом трудолюбия, где безработные могли получить работу, жилье, питание, одним словом, встать на ноги. Цель нашей деятельности – духовная помощь ближнему.
– Как вы стали сестрами милосердия?
Светлана: Сначала ходила в Свято-Симеоновский храм, но когда познакомилась со священником Павлом Курбатовым и узнала, что он строит храм Иоанна Воина, стала прихожанкой этого храма. Помогала по возможности. Нравилось участвовать в благотворительных акциях. Старшей сестрой в том «старом» сестричестве, которое носило имя Иоанна Кронштадтского, была Любовь Анатольевна Заремба. Увидев мое стремление помогать, она предложила мне стать сестрой милосердия и я согласилась.
Анна: Когда я пришла к вере, началось переосмысление прожитой жизни, переоценка ценностей. Была потребность своим трудом на благо других людей принести Господу хотя бы какой-то плод покаяния. Вообще, я сторонник деятельного покаяния. Начала искать эту деятельность, но ничего не приносило удовлетворения, а внутри меня постоянно возникал немой вопрос: «Ну где же, где же то самое, моё, где?». И вот однажды я увидела на стенде в храме Иоанна Воина объявление, что требуются сестры милосердия. Я понятия не имела, что именно нужно будет делать, но как-то сразу осознала: «Вот оно! То, что я искала!». Подошла к настоятелю, попросила благословения. Мне очень повезло. У меня были прекрасные наставницы. Тогда старшей сестрой милосердия была уникальная женщина, основательница сестричества Любовь Заремба, а ее ближайшая помощница – Надежда Петрикова. Мы быстро подружились. Эти две самоотверженные женщины дали мне первые уроки больничного служения, с радостью делились опытом. Но больше всего меня поразила их чистая и детская преданность своему делу.
– Какими были ваши первые впечатления, когда вы стали сестрами милосердия?
Светлана: Была такая радость – хотелось обнять весь мир. Ощущение полета каждый раз, особенно после помощи кому-то.
Анна: Огромная ответственность, восторг и чувство принадлежности к чему-то важному, что объединяет многих прекрасных людей, рядом с которыми просто хочется быть. Еще страх и стеснительность. Помню, как первое время морально готовилась к разговору с людьми, переживала, раздумывала, как и с чего начать беседу.
– Какая история из вашего служения больше всего запомнилась?
Светлана: Запомнился молодой человек, бывший наркоман, лежавший в реанимации. Когда ему предложили исповедаться, он с таким воодушевлением отозвался: «Да-да, я хочу изменить свою жизнь!» В его глазах было столько желания жизни, жизни осмысленной – до сих пор помню эти глаза. Он исповедался. Позже узнали, что он умер. Очень надеюсь, что он в Царствии Небесном.
Анна: Сестричество – это уникальная школа жизни. Оно подарило мне много знакомств с удивительными людьми. Расскажу только одну историю о молодом парнишке из Донецкой области, с которым мы до сих пор переписываемся и созваниваемся. Мы познакомились летом 2022 года, когда я проходила с обычным сестринским обходом паллиативное отделение ГКБ №5 на улице Российской. Слава передвигался на инвалидной коляске. В паллиативном отделении инвалидной коляской никого не удивишь, но все же, когда вижу в ней молодых – это всегда как ножом по сердцу. Мы разговорились.
Оказалось, что Славе здесь подбирали аппарат неинвазивной вентиляции легких для домашнего пользования. Была вероятность, что скоро болезнь Славы доберется до легких, могли возникнуть серьезные проблемы с дыханием. Он так спокойно сказал мне и об этом, и о многом другом…
Слава – сирота из Донецкой области, большую часть жизни прожил в доме-интернате для инвалидов. У него врождённое генетической заболевание – синдром мышечной дистрофии. Это когда мышцы постепенно перестают работать и атрофируются. Так произошло и у Славы: до 16 лет он ходил, даже играл с ребятами в футбол, но потом болезнь начала прогрессировать. Мышцы отказывали одна за другой, сейчас Слава передвигается уже только на инвалидной коляске, мышцы ног давно не работают, слабеет спина, поэтому ее «приматывают» к спинке кресла. «Когда начались обстрелы, в нашем доме-интернате погибли несколько воспитанников. Я и до этого всегда мечтал уехать в Россию, а после этого просто задался целью. Мне повезло – удалось переехать в Россию! Хотите посмотреть мой российский паспорт?», − и Слава с гордостью протянул мне подтверждение своего нового статуса гражданина России. Руки плохо слушались Славу. Он с трудом доставал паспорт из файла, но лицо светилось радостью. Сейчас Слава живет в Златоусте, снимает квартиру. Он всегда может переехать в Дом инвалидов и жить там бесплатно, но он этого не хочет. На своей странице Слава пишет о том, как прекрасна жизнь вне стен казенных учреждений. Ему помогают добрые люди.
Еще Слава рассказал, что долгое время обижался на Бога за свою болезнь и судьбу, за то, что его маму из-за пьянки лишили родительских прав, а немногим оставшимся родственникам он оказался не нужен. И что жить ему при его заболевании не более 40 лет. Сейчас Славе 30. Он примирился с Богом, исповедуется и причащается. При всем при этом у Славы какие-то удивительные глаза – с какой-то неугасимой надеждой! Он спрашивал о вере, о том, как относиться к тому или иному поступку. Вот этот парнишка меня потряс. Никогда не слышала от него ни одного плохого слова ни о ком, а ведь ему очень много зла и страданий пришлось пережить…
– Что для вас сестра милосердия и в чем ее роль?
Светлана: Делиться радостью и уметь сострадать. Это тяжело, потому что поделиться радостью может только тот человек, который сам счастлив. Люди, которые страдают, всегда задают один вопрос – за что? Но нужно очень аккуратно помочь им переосмыслить этот вопрос – не за что, а для чего? Это своего рода точка отсчета, чтобы начать новую жизнь.
Анна: Очень ответственное служение сродни служению врача или учителя. И трудиться сестра милосердия должна не ради статуса или награды, а ради Христа и людей.
– Как изменилась ваша жизнь после посвящения?
Светлана: Ответственности больше стало. Ты понимаешь, что назад уже пути нет. Хоть ползком, но вперед. Как говорят, если упал и не можешь встать – хотя бы смотри в ту сторону.
Анна: Ощутила новую, совсем другого рода ответственность. Во всем остальном никак не изменилась. Когда я пришла к покаянию, моя жизнь уже изменилась полностью. Посвящение – это воплощение этого изменения, воплощение деятельного покаяния, о котором я мечтала. И я очень благодарна Богу, что Он дал мне такую возможность.
– Расскажите немного о себе. Чем вы увлекаетесь?
Светлана: Мне очень нравится наблюдать за людьми. Писать истории, потому что это жизнь. Нравится извлекать смысл даже из негативного и учиться за все благодарить. Люблю читать, радоваться мелочам, путешествовать в хорошей компании.
Анна: Наверное, как у всех: люблю читать, люблю природу, спорт, путешествия, активный отдых, музыку. Много всего обычного, человеческого люблю, танцевать, например, или смотреть в иллюминатор самолета и замирать от осознания хрупкости человеческой жизни. Люблю животных, птиц, вот в стог сена упасть и смотреть в небо… Мне нравится познавать мир. Он огромен и удивителен. К сожалению, на все, что я люблю, у меня не хватает времени. Еще работаю с беременными женщинами, занимаюсь противоабортным консультированием, это мое второе служение, уже не в сестричестве, а в рамках другого проекта. И оно тоже делает меня счастливой…
– Что вы можете пожелать начинающим сестрам милосердия?
Светлана: Не оглядываться назад, делать чуть больше, чем от тебя требуется: это «чуть-чуть» и есть преодоление себя. Верить, что смысл есть во всем, даже где ты его не видишь и не понимаешь. А еще не забывать, что жизнь состоит из мелочей. Как мы будем относиться к этим мелочам, так и жить будем.