Их имена:
священномученик Алекса́ндр Миропольский, пресвитер,
священномученик Василий Носов, пресвитер,
священномученик Павел Соколов, Кунгурский, пресвитер,
мученица Параске́ва Кочнева,
священномученик Петр Беляев, пресвитер,
священномученик Петр (Полянский), Крутицкий, митрополит,
священномученик Петр Смородинцев, пресвитер.
Все они – новомученики российские, приняли мученическую смерть за веру Христову во время революционных гонений на Церковь от 1917 до 1938 года.
На них, как и на первомучениках 2-3 веков, подтвердились слова Иисуса Христа:
«Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:16-17).
Откуда же эта ненависть ко Христу и христианам? От первого революционера, бунтовщика – от сатаны. Он взбунтовался против Творца из-за того, что не ему, бывшему архангелу Деннице, а человеку Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).
Владычествуйте! Власть – вот сладкое слово для сатаны. Он и Сына Божия пытался соблазнить ею: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:8,9).
Способ убить Иисуса Христа искали и, наконец, нашли как раз те, кто боялся утратить свою власть над людьми. Боялись, что народ провозгласит Иисуса царем, и они останутся ни с чем. В первые века новой эры земные властители стремились уничтожить христианство, боясь за свою власть. Потом поняли, что христиане вовсе не ищут земной власти, их цель – Царство Божие. И тогда императоры попытались действовать по принципу: не можешь побороть движение, возглавь его. Однако немногим властителям удалось научиться жить по-христиански, ибо очень трудно отказаться от привычных грехов.
Европейские короли стали создавать свои «карманные» церкви – лютеранскую, англиканскую, кальвинистскую и прочие. А потом и вовсе заменили религию идеологией. Гуманизм пришел на смену христианству. Человек – вот цель и смысл! Права человека превыше всего!
А ненависть ко Христу и Его последователям не только осталась, но и усилилась. Это и проявилось в гонениях 20-го века. В Советской России храмы не просто закрывались, но превращались в капища – в места развлечений, причем в алтарях зачастую размещалось отхожее место. И современные сатанисты прицельно бьют ракетами по православным храмам всё по той же неизбывной ненависти. «Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин.15:20,21), – так объяснил нам их ненависть Сын Божий.
Современные сатанисты знают о Боге. Но им «не светит» Царство Божие. А раз так, то они ненавидят всё, что славит Бога. Отсюда современные гнусные выставки «произведений искусства», отсюда отрицание Божией воли даже в выборе своей природы, своего пола.
Но вернемся к новомученикам российским. Что такого особенного они сделали, чтобы их убивать? Они просто не хотели отказываться от Христа, просто защищали храмы и прихожан храмов. Отец Василий Носов защищал Петропавловский храм в Миассе от захвата его обновленцами, за что был сослан на лесоповал, а затем в лагерь на Беломорканале. Через пять лет был освобожден, но в 1937 году чекисты сфабриковали заказное дело о «контрреволюционной организации», в которую зачислили известных им священников и расстреляли их на Золотой горе возле Челябинска. Позднее все они были реабилитированы.
Параскева Кочнева трудилась в храмах и поехала в Москву просить священника для храма святого Александра Невского в Миассе. В Москве ее и арестовали, отправили в лагерь на тяжкие работы, где она и погибла.
Отец Петр Смородинцев в селе Юшковском, помимо того, что рассказывал людям о Христе, сделал много дел любви: построил в селе паровую мельницу, провел в дома электричество, оборудовал ремонтную мастерскую, положил начало кооперативному движению, создал кредитное общество. Осознав, что хозяйственные дела отнимают слишком много времени у главного дела – благовествования, отец Петр попросился на службу в храм в другое село, Кочнево. В 1918 году он приехал повидаться к родным в село Юшковское, где его сразу же арестовали красноармейцы. 23 июня 1918 года священник Петр Смородинцев был расстрелян и погребен в Каслях рядом с Успенским храмом вместе с убитыми протоиереем Александром Миропольским и священником Петром Беляевым.
В сентябре 1918 года принял мученический венец отец Павел Соколов. 30 августа в Москве было совершено покушение на Ленина. В ответ советская власть объявила по всей стране «красный террор». Людей убивали не за конкретную провинность, а за то, что до революции они принадлежали к «господствующим классам». В Кунгуре в ночь с 5 на 6 сентября 1918 года состоялись аресты, а потом и расстрелы многих известных горожан. Среди них был и отец Павел Соколов.
Так южноуральские священники исполняли заповедь Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13).
Митрополит Петр (Полянский) был назван в письме патриарха Тихона в числе трех кандидатов в Местоблюстители Патриаршего престола в случае смерти святителя Тихона или невозможности исполнения им обязанностей Патриарха. В день похорон Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, собрался архиерейский собор из сорока пяти архиереев Российской Православной Церкви, которые, ознакомившись с завещанием Патриарха, признали Патриаршим Местоблюстителем митрополита Петра (поскольку митрополиты Кирилл (Смирнов) и Агафангел (Преображенский) на тот момент были уже в заключении и не могли приступить к руководству Церковью).
Сразу же после этого митрополит Петр был арестован и 12 лет провел в ссылках в Сибири, на Крайнем Севере, на Урале. В конце жизни – в изоляторе городка Верхнеуральска. Власти добивались от него «всего лишь» отказаться от звания Местоблюстителя Патриаршего престола либо стать осведомителем НКВД. Большевикам для укрепления своей власти нужно было подчинить Церковь. Они пытались «обновить» ее, спровоцировав обновленческий раскол. Они объявили о смерти митрополита Петра задолго до его расстрела, рассчитывая, что обезглавленная Церковь покорится им. Но православные остались верны Христу и своему Патриарху Тихону.
10 октября 1937 года 75-летнего святителя Петра (Полянского) растеряли в Магнитогорской тюрьме.
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!», – говорил Господь (Лк.12:49). В 1988 году, когда Русская Православная Церковь отмечала 1000-летие Крещения Руси, многие сердца россиян дрогнули, в них засветился огонек веры. И на стыке веков народ хлынул в церкви, началось новое Крещение Руси.
Канонизированы Церковью только немногие из тех, которые донесли этот огонь до нас, большинство святых известны только Богу. Но огонь веры они сохранили. Что это за огонь? Огонь веры, который принес на землю Сам Бог, дал людям такую цель, такой смысл жизни, за который и умереть не жалко. А если смысл твоей жизни не стоит смерти, то он не стоит и жизни.