В дому Твоем, Господи,
вся же дни живота моего зрети мне красоту Господню и посещати храм святый Его…
(Из рукописи А.И.Брюхова)
Благочестивый крестьянин села Чистое Челябинского уезда Оренбургской губернии в 1911 году совершил паломничество на Святую Землю. По пути паломники-мужчины побывали еще и на Святой Горе Афон, совершая путешествие на пароходе «Тигр» из Одессы.
Событие, достойное внимания. Хотя в самом по себе посещении Иерусалима или Афона русскими паломниками ничего необычного не было: во второй половине ХIХ – первой половине ХХ века весьма многие наши соотечественники совершали путешествие на Святую Землю. И пусть послушать рассказ о паломничестве Александра Ивановича Брюхова собиралось все село, событие это так и осталось бы делом семейным рода Брюховых, а то и лично Александра Ивановича. Но было одно обстоятельство, которое сделало эту историю Событием, достойным внимания потомков.
Александр Иванович написал о своем паломничестве книгу. Ктото называет ее «рукописью», потому что напечатана она было только в 1998 году. Но это мало что меняет. Важно, что наш земляк отразил и запечатлел свой опыт в письменном творении, и с этого момента мы уже имеем дело с документом эпохи. Но и это еще не делает историю Брюхова понастоящему Событием (с большой буквы). Таковым делает ее содержание передаваемого опыта.
«Иисус Христос на небе!»
Что же такого необычного содержит этот документ? Ответим кратко. Это опыт богообщения человека из народной глубинки, переданный бесхитростным и освященным благодатью Духа Святого слогом. То есть человек ногами ходил по Святой Земле, а духом возносился до Небес… Так что и сам не мог иногда точно сказать, «в теле был или вне тела». И крестьянское здравомыслие автора только добавляет веры всему тому, что он пережил.
Заметим, кстати, что паломничество нашего героя началось задолго до путешествия в Иерусалим. Приведем только одно свидетельство.
Александр Иванович пишет: «Будучи десяти лет во втором классе училища, в девятом часу утра с собравшимися у школы учениками я увидел на небе полотно, на полотне буквы – пресладкое имя Иисуса Христа, украшенное различными тенями радужного цвета. В неизреченном восторге, пав на колени, я взывал: «Братцы, молитесь, молитесь, Иисус Христос на небе!». Они, окружив меня, говорили: «Смотрите, какое у него лицо». Идут в класс. Я и их останавливал, говорил: «Взгляните, взгляните, Иисус Христос на небе!». Потом я прилежно рассматривал каждую букву имени и тени. Сердце мое горело, как огонь, и таяло, как воск. Солнце же я искал глазами и не видел. Видение это продолжалось около получаса и постепенно исчезло».
После таких откровений Саша начал томиться душой, хотел уйти в монастырь. И почти уже ушел потихому, никого не предупредив, да промыслительно встретил на дороге взрослого человека из села, который трезвым словом вернул его обратно.
События в жизни и в душе Александра Ивановича с детских лет развивались как бы в двух планах – земном и небесном. И часто эти планы пересекались, проникали друг в друга.
«Была большая картина «Гора Афон» на стене избы, – пишет Александр Иванович. – Я бабушке Лукерье говорю: «Чтобы мне побывать на этой горе». Она говорит: «Дивья гора, сынок, какой ты был бы счастливый, удел, жребий Божией Матери. Поклонися горе Афонской. А потом недалеко до Иерусалима ехать». Как хотелось мне. Бабонька говорит: «Да, сынок Шура, молись Богу, Господь сподобит сходить тебе». Вот как бабушка спророчила. И действительно ее слова сбылись. Я был на девятнадцатом году, а сбылось после призыва на двадцать третьем году».
Ищите прежде Царства Божия
Александр Иванович Брюхов всегда в жизни следовал заповеди: ищи прежде Царство Божие, а все земное приложится. И Божие благословение было на всех делах его.
Старших слушал. По совету бабушки женился, жена попалась хорошая. Обзавелись детьми. И шагу не делал без благословения священника местного сельского храма в честь великомученика Димитрия Солунского отца Михаила Троицкого и старца Анастасия.
Собрав однажды невиданный урожай пшеницы и выгодно его продав, Александр Иванович скопил денег и получил благословение отправиться в паломничество на Святую Землю вместе с сестрой Ириной. Об этом путешествии он и рассказывает в своей рукописи. Однако записывать воспоминания о паломничестве он начал не тотчас, а лет через двадцать. Почему так?
Сохранить опыт веры
– Есть сведения, что Александр Иванович Брюхов писал свою книгу о паломничестве на Афон и Святую Землю в 1930е годы, – рассказывает хранитель Музея истории Православия на Южном Урале Анна Усманова. – Почему спустя 20 лет он возвращается к этой теме? Давайте посмотрим, что происходило в 1930е годы в Челябинске, в области, во всей стране? К 1930м годам большинство храмов Челябинска были закрыты, разрушены, многие просто поменяли свое назначение. К 1932 году нет уже ни Христорождественского собора, ни храмов Одигитриевского женского монастыря. В 1933 году – снова голод, почти такой же жестокий, как в 1922м. И даже небывалый урожай 1935го года не помогает православным. Потому что советское государство расторгает договора аренды с церковными «двадцатками» и забирает храмы области под зернохранилища. Что говорить о 1937м годе… Кровавый серп репрессий прошелся по духовенству, которое к тому времени еще оставалось, по всем церковникам, по людям православным, да и по всем жителям нашего региона.
После того, как в стране началось раскулачивание, Брюховы переехали из Чистого в Челябинск. Это произошло в 1929 году. Православные храмы в Челябинске закрывались или равнялись с землей. И Александр Иванович, беседуя со старцами во время паломничества, уже загодя, похоже, знал, что так может быть, и был ко многому готов.
Во дворе своего дома в Челябинске Александр Иванович соорудил небольшую часовенку, которая снаружи напоминала сарай или чулан. Никто и предположить не мог, что внутри этого неказистого строения теплится молитвенная жизнь. В это же время он записывает свои воспоминания о паломничестве. Есть предположение, что он записывал воспоминания не просто «для памяти», а делился ими с прихожанами СвятоСимеоновской церкви. Однако в какойто момент рукопись была им свернута и спрятана в часовне. Почемуто никому из потомков Александр Иванович ее не стал передавать. Можно предположить, что он не хотел никого подвергать опасности – рукопись могла быть обнаружена и владелец ее мог пострадать от безбожных властей. Но вероятнее всего, что автор все это сделал промыслительно, полагаясь на волю Божию. А первоначально испросил в молитве вразумления свыше, как лучше поступить.
Необыкновенная находка
Рукопись была обнаружена в 1995 году внуками Александра Ивановича. В 1998 году значительная часть ее была издана усердием челябинских православных энтузиастов под эгидой Ольги Викторовны Новгородцевой, руководителя прессслужбы Челябинской епархии, ныне монахини Феодосии, старшей сестры монашеской общины в селе Булзи – подворья Челябинского Одигитриевского женского монастыря.
– Он построил себе часовенку, которая со стороны не выглядела как часовенка, – рассказывает монахиня Феодосия. – Он ее замаскировал, сделал в ней келью себе. Здесь Александр Иванович уединялся и молился, жил в этой келье и писал в ней свою рукопись. Когда написал, то спрятал рукопись гдето в досках этой часовни. А когда он почил, часовня пришла в негодность. И родственники решили снести ее: думали, сарайка какаято. Когда ее сносили, то эту рукопись обнаружили.
Прихожанин СвятоСимеоновской церкви в 90х Владимир Ларионов рассказывает: «Дневник был найден чудесным образом. Когда ломали строение, где жил и молился Александр Иванович Брюхов, там, в косяке дверном, обнаружили дневник. Он решил дневник этот никому не передавать, а положился на волю Божию, и поэтому спрятал его в косяке. Когда же начали ломать, чудесным образом обрели этот дневник. Он ходил по рукам у верующих, там очень красивым почерком было все написано, и мы читали и даже копировали его полностью».
Рукопись – это тетрадь примерно в сто листов, исписанная убористым, хорошо разборчивым почерком. Матушка Феодосия также называет ее «дневником», хотя по жанру это ближе к мемуарам или паломническим хроникам.
Будучи филологом, монахиня отмечает особый стиль Александра Ивановича, так что рукопись приходилось «расшифровывать», чтобы верно передать мысли и чувства автора. Этим занялась чета православных краеведов Щегольковых – Александр Григорьевич и Любовь Аркадьевна. Собственно, один из внуков Александра Ивановича, Михаил Брюхов, звонарь храма преподобного Сергия Радонежского в Челябинске, и принес рукопись Александру Щеголькову.
– И когда мы увидели эту рукопись и стали ее читать, мы поняли, что это нечто необыкновенное, что это свидетельство, которое духоносно само по себе, – рассказывает матушка Феодосия.
«Симеоновская горка»
Вторая половина 1990х. В Челябинске было временем издательского бума, когда множество новых периодических изданий, журналов и альманахов, литературных, духовных и общественноисторических, появлялось и исчезало. По предложению Александра Щеголькова было решено издать рукопись в новом альманехе – Челябинском краеведческом журнале «Симеоновская горка». Православные энтузиасты решили сделать издание периодическим, и первый выпуск открывался публикаций рукописи Александра Ивановича Брюхова «Паломничество в Святой Град Иерусалим». Название журналу придумал Александр Григорьевич, прихожанин СвятоСимеоновского храма.
– Храм действительно на горе стоит, – поясняет матушка Феодосия. – И в народе это место всегда называли Симеоновской горкой. Это же кладбищенский храм – Симеоновский. Я, когда была маленькая, жила в этих краях. Помню еще этот храм кладбищенский, вокруг которого были заросли. Я даже помню там остатки памятников, крестов. А потом, когда котлованы под наши дома копали, под хрущевки, все время попадали на могилы.
В 1998 году издали вторую часть рукописи – она более проста для понимания, здесь больше действия и меньше религиознобогословских рассуждений. Напечатали 500 экземпляров, и это была целиком и полностью частная инициатива. Матушка Феодосия даже точно не помнит, брали ли благословение архиерея на это издание. Издавали для себя, и через церковную лавку альманах распространять не планировали. Весь тираж разошелся очень быстро, среди своих.
Второй выпуск «Симеоновской горки», с первой частью рукописи Александра Ивановича, увидел свет лишь через два года – в 2000 году. Издание осуществлялось по благословению владыки Иова (Тывонюка), общая редакция – священника Димитрия Алферова, тогдашнего руководителя Миссионерского отдела Челябинкой епархии. После этого «Симеоновская горка» стала понастоящему периодическим изданием и долгое время выходила регулярно.
Проповедь о Новом Иерусалиме
Примечательно, что после Великой Отечественной войны Александр Иванович Брюхов был прихожанином РождествоБогородцкой церкви, стоявшей в районе железнодорожного вокзала. Тогда церковь эта была кафедральным собором Челябинска.
– Прихожане храма Рождества Богородицы, который находился в районе железнодорожного вокзала, и прихожане нашего Симеоновского храма после богослужений встречались с Александром Ивановичем, и он рассказывал им о замечательных днях своего паломничества и на Афон, и на Святую Землю. И, конечно, для них это было большое утешение в эти суровые годы, тяжелые годы испытаний, – говорит Анна Усманова.
Отношение к жизни и людям было у Александра Ивановича благоговейным, исходящим из глубины его смиренного сердца. Особенно ярко это проявилось в его отношении к духовенству: к отцу Михаилу Троицкому, к старцу Анастасию, к старцу Исидору Афонскому. Они, собственно, все его тоже очень любили и наставляли на путь духовной жизни. Это трепетное отношение к жизни и святости отразилось и в дневнике Александра Ивановича – недаром же первые издатели отметили, что книга проникнута «пасхальной радостью и светом».
В 1961 году церковь Рождества Богородицы в Челябинске снесли, а Александр Иванович вместе с другими прихожанами перешел в Симеоновскую церковь, единственную оставшуюся в городе. Прихожанам Симеоновского храма «старец Александр» запомнился как человек высокой духовной жизни, очень скромный в личном общении, но всегда отзывчивый, готовый дать душеполезный совет. Отошел ко Господу Александр Иванович в 1965 году, на третий день Святой Пасхи, что весьма символично. Последним его земным пристанищем стало челябинское Успенское кладбище.
Знакомство с рукописью не оставляет сомнений: путешествие в святой град Иерусалим стало центральным, важнейшим событием в жизни Александра Ивановича Брюхова. «Путешествие его в святой град Иерусалим земной совпало с внутренним духовным постижением столь им вожделенного Иерусалима Небесного, которое готовилось в сердце его с самого детства», – говорится в предисловии к изданию рукописи в «Симеоновской горке».
Далеко не случайно первая часть рукописи – богословская по содержанию. О Небесном Иерусалиме и пути к нему. А вторая – уже о земном: о детстве, юности, подготовке к паломничеству и самом паломничестве.
– Удивительным образом у нас в Музее истории Православия на Южном Урале оказалась ксерокопия этой рукописи, – рассказывает Анна Усманова. – Листая эти страницы, мы видим почерк, весь этот текст. Невероятная теплота от этих страниц исходит.
В отношении рукописи Александра Ивановича Брюхова предстоит еще немалая работа. Вопервых, над музеификацией оригинала, чтобы сохранить его для потомков. Вовторых, над изданием обоих частей, а это невозможно без кропотливого филологического и исторического анализа, потому что современному человеку многие места текста будут непонятны. Будем молиться, чтобы Господь все управил наилучшим образом, и у всех, кто желал бы ознакомиться с ярчайшим документом эпохи, была бы возможность это сделать.