Журнал № 87 заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви гласит: «… дополнить поименный список собора святых Екатеринбургской митрополии именами ранее прославенных в лике святых священномученика Павла Успенского и преподобномученицы Александры Каспаровой, скончавшихся в Ивдельлаге Свердловской области». Конечно, речь не о Южном Урале, а о Северном – но именно туда, к нашим ближайшим соседям, мы часто отправляемся в паломничества, мы связаны с этими местами родственными и культурными корнями.
Берегли теплоту веры в ужасных условиях
Позади остаются шумный мегаполис Екатеринбург, дымящий трубами Нижний Тагил, загадочный закрытый городок Новоуральск, шахтёрский Серов и Карпинск (бывшие Надеждинск и Богословск).
И вот Ивдель, здесь железнодорожная ветка сворачивает на восток. Дальше на север только село Полуночное, а за ним глухая тайга – родная среда обитания народов манси, где нет дорог, разве что зимники. На запад – знаменитый перевал Дятлова, дорога к нему через Вижай освоена туристами. Непривычно для этих краев выглядят дома то ли в стиле барокко, то ли модерн – наследие местного гения, архитектора Всеволожского, работавшего здесь в 1940х годах. Под стать им красивая деревянная церковь в честь Благовещения в Ивделе – но уже современной постройки.
Казалось бы: вот он, край уральской земли, где природа ещё не испорчена человеком. Но нет, в таёжной глуши глядят пустыми оконными глазницами развалины, призраки поселений – бывших колоний Ивдельлага.
Теперь всё, что напоминает о прежнем «царстве» колючей проволоки – колония ФК 63 особого режима на окраине самого Ивделя, да Ивдельский краеведческий музей, в котором бережно собраны артефакты лагерного быта.
А в середине ХХ века, согласно исследованию православного историка Андрея Печерина, Ивдельлаг состоял из 15 лаготделений и 47 лагпунктов, содержавших одновременно более 30 тысяч заключенных и трудармейцев. Учесть смертность и тех, кто иногда освобождался, этапировался в другие края – через эту землю скорби прошли сотни тысяч советских граждан.
Священники и монахини несли здесь свой подвиг. Недаром древнее слово «мученик» переводится как «свидетель», «мартирос». Люди Церкви берегли теплоту веры даже в таких ужасных условиях, и тем самым, по слову апостола Павла, «свидетельствовали о Христе даже до смерти», даря надежду и смысл существования другим невинно осужденным.
Священномученик Павел Успенский, преподобномученица Александра Каспарова, и ещё один – не канонизированный, но человек очень интересной судьбы – старец Павел Троицкий отбывали наказание в Ивдельлаге – в районе Старой Самы. Там же отбывал срок и священномученик Сергий Кочуров.
Река Сама – приток Сосьвы, более известной реки на Северном Урале. Когдато к колониям вела узкоколейка, следов которой сейчас, наверное, не найти.
«Условия проживания узников в Ивдельлаге были ужасающими, – приведены свидетельства на сайте Екатеринбургского НовоТихвинского монастыря. – Сырые, холодные, порой не отапливаемые бараки с многоярусными нарами, самое скудное грубое питание – баланда и пайка хлеба, острая нехватка теплой одежды, тяжелейшие физические труды, массовые заболевания… Труд заключенных использовался преимущественно на лесозаготовках, на строительстве автомобильных и железнодорожных дорог, на лесохимическом производстве, они занимались также деревообработкой, лесохозяйственными и погрузочными работами и многим другим. При этом основными орудиями труда были лишь поперечная пила и топор, а тяговой силой – лошади. Заключенные страдали авитаминозом, дистрофией, цингой, дизентерией, в зимнее время многие узники болели воспалением легких, получали обморожения. Хоронили, как правило, в общих могилах – простых рвах».
Духовный подвиг матушки Александры
Священномученик Павел Успенский и преподобномученица Александра Каспарова… Почему их только двое? Дело в том, что эти двое совершали свой страдальческий подвиг в столице и уже канонизированы Московской епархией. Не нужно дополнительно рассматривать документы, достаточно лишь внести изменения в календарь.
Преподобномученица Александра когдато носила фамилию Каспарович. Родом она происходила из Западной Беларуси, из бедной семьи гробовщика. Ох и непросто было православным тех мест тогда, всем управляли паныкатолики, хотя это и была территория Российской империи! Девушка была расположена к духовному подвигу и в 15 лет сама пришла в Москву, чтобы поступить в ИоанноПредтеченский монастырь на Солянке. Там она ещё в юные годы занималась воспитанием сироток, маленьких девочек, живших при монастыре.
Солянка… Те, кто в современной Москве покидал Красную площадь мимо храма Василия Блаженного, шёл в сторону метро Китайгород мимо парка Зарядье, возможно, видел и эту старинную обитель, она теперь восстановлена.
А в 1919 году монастырь отобрали власти и устроили в нём буквально «концентрационный лагерь». Ничего лучше не придумали разместить в самом сердце Москвы, там, где сейчас парк аттракционов и видны красные зубцы кремлёвской стены. Сёстрам предложили остаться – при больничном корпусе концлагеря, но долго ли так проживёшь…
Однако матушка Александра не оставляла места духовного подвига, как и подобает монахине. От Солянки до Красной площади идёт небольшая улица Варварка, а на ней столовая (и сегодня там есть православное кафе). Монахиня устроилась работать в столовую, а едва заканчивался рабочий день, отправлялась в ещё не ликвидированный храм на Варварке, где помогала свечницей. И сыта, и не без крыши над головой – так прошли двадцатые годы. Но в начале тридцатых храм на Варварке закрылся.
К этому времени большинство сестёр Иоанновской обители были уже арестованы. Александру с ещё одной сестрой, Евдокией, спасло то, что они уехали в деревню Давыдково. Сначала матушки жили обособленно, их подкармливали благочестивые крестьяне, потом Александре удалось получить должность на санэпидстанции.
В середине 1930х сестрам удалось вернуться в Москву, Александра работала нянечкой в Институте Охматмлад на Покровке. Другая сестра, Евдокия, зарабатывала прислугой. Однажды у нее обнаружили запущенный рак желудка, и больная оказалась на попечении Александры.
Ждать рокового момента оставалось недолго… В августе 1937 года, в день памяти великомученика Пантелеимона Целителя, Александру арестовали. Евдокия осталась одна, судьба ее неведома, можно только надеяться, что ее не выгнали из съемной квартиры.
Александру отправили в Таганскую тюрьму. Обвинение стандартное: контрреволюционная и антиколхозная агитация, «проповедовала о неизбежной гибели большевиков».
Приговор 8 лет – этого срока она не переживёт. Сначала Александру отправили в БАМлаг, в Тынду, где ещё удавалось работать в прачечной. Но это не продлилось и года.
И снова этап – для осужденных тяжелое испытание, многие становятся доходягами, получая непоправимый вред здоровью. Теперь на Урал, на строительство железной дороги Ивдель – Сама. Лесозаготовки, укладка шпал. А тут ещё война, пайки урезаны…
В первый год войны матушки Александры не стало – появилась заступница мученица Александра на небесах.
Священномученик Павел Успенский
Другой святой, причисленный к лику небесных покровителей Урала, – священномученик Павел Успенский. Скромную жизнь и служение он провёл на Владимирщине и Ярославщине, в Переславском уезде. Окончил там до революции духовную семинарию, вернулся в родное село Романово, до того, как принял сан, служил алтарником у собственного отца. В годы гонений служил в селах Вашка и Соломидино – в тех же краях.
Был арестован осенью 1937 года как участник «антисоветской церковномонархической организации». Ни о какой организации батюшка понятия не имел – и вину не признал. Историки обнаружили, что донёс на священника один членов «двадцатки». В те годы для того, чтобы приход действовал, необходимо было зарегистрировать «двадцатку» – 20 человек, якобы членов религиозной организации. Советская власть нередко отказывала в регистрации, если членами двадцатки были активные верующие. Предпочиталось, чтобы это были люди равнодушные, согласившиеся быть в двадцатке за деньги, а то и прямо осведомители НКВД. Так властям было удобнее: только укажи им, и они самораспустятся, оставив настоящих верующих без храма.
Уже пожилой отец Павел прибыл на работы в Ивдельлаг, в село Старая Сама. Видимо, истощён был в тюрьме и в дороге – а кто принесёт передачу одинокому священнику… Согласно документам, он скончался через два с половиной месяца после прибытия на Урал – в январе 1938 года.
Первоначально священномученик Павел Успенский был прославлен в соборе РостовоЯрославских святых. Его память отмечается 17 января.