Много есть у Бога помощников-святых. Но кто из них больше всех любим всеми без исключения христианскими народами – может быть, после Христа, Приснодевы Марии и Иоанна Предтечи? Кому усердно молились северные народы, манси и ненцы, когда на их язык ещё не было переведено Евангелие? Кого призывали в Харбине простые китайцы, ещё не переступавшие порог православного храма, когда молились перед иконой на вокзале? Чей образок клали матери в ладанку сыну, отправлявшемуся на войну, в путешествие, на учение в город? Чьи иконы чаще всего встречаются среди потемневших старинных образов – ведь были они практически в каждой избе – в красном углу? К чьим мощам и сегодня выстраиваются огромные очереди, а многие даже стремятся в недоступную Италию, чтобы помолиться у его гроба?
Конечно, это святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец – Никола Угодник.
И особенно любят этого святого дети. Потому что Николай Угодник – это Санта Клаус. Кому не нравится западное звучание, можно говорить Дед Мороз. Ничего языческого в нём нет, есть немного от персонажа русской сказки, есть немного от советского дома культуры. Но главное – от святителя Николая.
Три узельца злата
Представление о святителе как как об убеленном сединой старце, приходящем ночью и дарящем подарки, – и есть детская вера, то есть пересказ реальной истории в детских реалиях наивным языком. Седовласый старик приезжает на летающих санях, запряжённых оленями. Почему? Да потому что зима. В России она длится полгода, а гденибудь в Германии или Франции снежок выпадает нечасто, в декабре, чем подетски радует и взрослых. Но затем повелитель морозов и ветров ведёт себя крайне странно. Он забирается в трубу (где между прочим жарко, можно и растаять), проникает в дом, пока все спят, и прячет подарки …в детские носки.
А как было на самом деле? Об этом знает любой православный, читавший акафист святителю Николаю, видевший его икону с прорисями жития, тем более, знакомый с самим житием.
Конечно, в Малой Азии – в Ликии, в городе Миры, который теперь зовётся турками Измир, никакого снега даже зимой не бывает. И окна открыты, так что заглядывать в дом не обязательно через трубу. У одного небогатого и недоброго человека было три дочери, три невесты на выданье. Но он, не имея приданного, решил отдать девушек «на браки скверные, нищеты ради уготованные». Речь, скорее всего, о том, чтобы нажиться на дочерях, выдав их не за тех, с кем они сами хотели бы связать свою жизнь.
Узнал об этом будущий святитель Николай, тогда ещё батюшка, и решил помочь семье деньгами. Но скромность не позволяла ему действовать открыто. Да и наверняка нашлись бы ревнители, блюстители церковного бюджета, которые бы сказали: ах, мы на храм собирали, на питание нищих, а владыка – какимто девицам на приданое.
Приготовил Николай «три узельца злата» – три мешочка с золотыми монетами. Вот они «носки с подарками», ибо что ещё в современном доме похоже на мешочек, как не носок? И ночью через открытое окно подбросил их (современный ребёнок не дурак, он знает, что зимой на ночь открытое окно оставлять не стоит, а что в Измире тепло – не объяснить). Жестокосердый папаша не дерзнул пропить золото, которое девушки получили чудом, и выдал дочерей замуж за тех, с кем они хотели связать свою судьбу.
Дядя святителя Николая был епископом. Он благословил его на служение Богу и рукоположил во священники, но о том, чтобы стать владыкой, скромный пастырь тогда не помышлял. Когда скончался прежний епископ города Миры, кандидатуры на его место не было. Собрались владыки других областей, стали молиться. И вот самый старший из них в тонком сне увидел видение – сияющего светом священника. Старец утром отправился в храм, и среди батюшек, готовящихся к с службе, сразу узнал Божьего избранника. Так Николай стал епископом.
Похищение по пути в Иерусалим
Много веков большинство православных христиан оставалось неграмотными, и икона святителя Николая Чудотворца с житием, переданном не словами, а образами, служила им наглядным богословием.
Вот корабль под тёмными клубящимися тучами борется с волнами. В тучах летают чёрные фигуры на крыльях, а на корме во весь рост, не сгибаясь, в ярких одеждах, контрастирующих с общей мрачной картиной, стоит и молится святитель Николай. И в акафисте поётся: «уже бо нестыдно бесом летающим и погрузити корабли хотящим запретив, отгнал еси их».
Здесь вот какая история. Святитель Николай поехал на корабле в паломничество в Иерусалим. Путь от Измира до Яффы порядка 1000 километров, даже для древних судов не так уж много. В общем, на обратном святитель Николай обнаружил, что везут его не туда. Похищение? Вполне возможно. За епископа можно попросить у верующих выкуп. Можно просто продать в рабство.
Корабельщики, если это действительно были пираты, привыкли к протестам похищенных пассажиров. Но странный старец говорил чтото о том, что, если его не вернут на родину, корабль схватит буря. Паруса надувались от попутного ветра, и слова его казались смешными.
Шторм начался внезапно. Валы так захлёстывали корабль, что корабельщики не рассчитывали остаться в живых, а в тучах различали веселящихся демонов. И только святитель Николай укреплял и утешал их.
Божии чудеса если и бывают устрашающими, то всегда при этом приносят человеку пользу. Буря не просто подхватила корабль, но развернула его в правильном направлении и ускоренно доставила по маршруту. Когда волны стихли и вышло солнце, через некоторые время корабельщики увидели берег – город Миры, нынешний Измир, куда и следовал пассажир.
Избавление от смертной казни
А вот картина, известная не только благодаря иконам, но и воплощённая живописцем Ильёй Репиным в знаменитом полотне «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трёх невинно осуждённых». Художникгуманист Илья Репин выразил в нём собственное отношение к смертной казни. Об этом поётся и в акафисте «Воссиял ты как свет жизни, избавление принося воеводам, которым предстояло принять неправедную смерть».
Завязка истории банальна: правитель приговаривает к отсечению головы мечом своих верных подданных без расследования, ведь донос подкреплён изрядным количеством золота. Те в темнице требуют справедливого, хоть какогото суда, а из темницы о них царю передают лишь «не желают раскаяться». Правитель, опасаясь, как бы узники не сбежали и не расправились с ним, спешит учинить расправу тайно, и заключённых внезапно уводят на казнь. Эту тайну не в силах удержать в себе темничный страж, который бежит звать на помощь святителя Николая.
Святителю Николаю удалось остановить казнь. По одной из версий, он явился правителю …во сне, пригрозив, что если узники будут казнены, то его свергнут восставшие фригийцы. Правитель приписал сон чародейству одного из узников, и сам приказал остановить казнь, чтобы узнать, как так получилось. В итоге правда восторжествовала благодаря вмешательству святителя Николая.
Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари
И ещё один сюжет, известный грамотным и неграмотным: святителя Николая несут в гробу кудато, а рядом снова морские волны и корабль. Это перенесение мощей святителя Николая из Мир в Бари.
На первый взгляд, событие не очень приятное для православных: в 1087 году католики (раскол произошёл в 1054м) выкрали мощи святителя у православных и забрали их навсегда. Связано это и с чудесными снами, и приключениями, и состязанием мореплавателей: кто раньше успеет захватить мощи, венецианцы или барийцы. Православные уже прятали мощи от турок под деревянным полом, но итальянские пираты обнаружили гробницу благодаря запаху чудесного мира. Так или иначе, мощи Николая Чудотворца пребывают сейчас в Италии, в городе Бари.
В славянском же тропаре поётся «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется» – и радость эту разделяет русский народ, хотя бы он в 19 веке и понятия не имел, где этот «барский град». Сейчас, в XXI веке, мы можем сказать, что всё сложилось промыслительным образом. Базилика Святого Николая в Бари дружественна паломникам из России. Указатель написан на двух языках — итальянском и русском. Для православных специально открывают доступ к мощам, а около 20 лет назад разрешили проводить православную службу непосредственно в крипте (подземной части) католической базилики. Более того, напротив базилики есть православная церковь.
Но отправиться в паломничество к Николе можно и на Урале.
Булзи, храм Покрова Пресвятой Богородицы
Есть единственная сохранившаяся в храме с дореволюционных времен роспись – святитель Николай Чудотворец. Вот что рассказывает старшая сестра монашеской общины в селе Булзи матушка Феодосия (Новгородцева):
«История этой фрески посвоему уникальна. Дело в том, что до революции весь храм был прекрасным образом расписан. Красота была необыкновенная. Когда храм оказался заброшенным, здесь располагался зерносклад. Пока хранилось зерно, и росписи сохранялись. Когда зерносклад съехал, начала действовать погода, перепады температуры, выбили окна, храм был в плачевном состоянии. Перепад температур привёл к тому, что все росписи рассыпались. Единственная роспись осталась – Николая Чудотворца. Вот уже 10 лет как я здесь, и возможности ее отреставрировать не было. Мы не могли найти реставратора, или у нас просили такие запредельные суммы, что приходилось отказываться. И вдруг появился Андрей из Екатеринбурга. Приехал поколоть дрова. День колет, второй колет. Мы ему показали эту фреску. Божиим Промыслом он оказался иконописцем, взялся восстанавливать роспись, которая уже шелушилась. Он отдельно приклеивал каждую шелушинку. Это ювелирная работа! А потом взял краски и восстановил цвет. Результат вы видите. Вот такое чудо произошло. Я даже не удивляюсь, потому что лишний раз убеждаюсь: Господь всё подаёт в своё время, творя чудеса ежедневно, ежечасно, если не ежеминутно».
Село Утятское Курганской области
В Курганской области, недалеко от Звериноголовского, в деревенском храме есть чтимый, чудесно обретенный Утятский образ святителя Николая. В конце 1670х годов на крутом берегу Тобола основана слобода Утятская. Поселенцы построили в слободе небольшую деревянную церковь во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
7 мая 1749 года во время весеннего половодья женщина по имени Секлетея пошла на речку Серебрянку. Почти у самого берега увидела на воде широкую, как дверь, темную доску. Она потянулась за ней, но та отплыла. Женщина вошла в воду, но доска снова отплыла. Секлетея вышла из воды и оглянулась, почувствовала на себе взгляд, присмотрелась и увидела: изпод речного ила и водорослей на нее смотрели… глаза! Она побежала в церковь рассказать об удивительной доске.
Священники отслужили молебен и, с молитвой войдя в воду, вынули доску. Омыв ее, увидели образ святителя Николая Мирликийского чудотворца. Обретенную икону торжественной процессией во главе со священниками благоговейно внесли в храм Божий. Святитель Николай оказывал помощь молящимся пред вновь обретенным образом.