Русская православная церковь не оставила свой народ в годы Великой Отечественной войны, внеся неоценимый вклад в победу над гитлеровской Германии. Божий промысел был в том, что забывшая Бога власть поняла: необходимо пересмотреть негативное отношение к Церкви. Представляем вашему вниманию доклад руководителя Научного центра РАО на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАО Татьяны Александровны ЧУМАЧЕНКО о роли Церкви в победе, одержанной над гитлеровской Германией.
Послание митрополита Сергия (Страгородского)
22 июня 1941 г. по радио прозвучало заявление правительства о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В этот же день патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал обращение к пастырям и пасомым Православной Христовой Церкви с Посланием, в котором ясно обозначил позицию Русской Православной Церкви как патриотическую: «...фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг...». Вскоре с подобными посланиями выступили и другие иерархи РПЦ – митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), митрополит Николай Ярушевич.
С конца июня 1941 г. в храмах начал совершаться специально написанный «Молебен о нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественной войне».
Иерархи православной церкви обращались и к населению оккупированных территорий, в которых неустанно разоблачали «звериные обычаи фашистов», осуждали и грозили церковным судом тем, кто сотрудничал с гитлеровцами, призывали верующих к активной поддержке партизанского движения. Самое раннее свидетельство об ознакомлении с обращением митрополита Сергия от 22 июня 1941 г. духовенства оккупированной территории относится к июлю 1941 г. Последующие обращения иерархов Московской патриархии с помощью партизан и подпольщиков передавались священникам, зачитывались в храмах и распространялись среди прихожан. И не только послания церковного руководства, но и Сводки Информбюро, информацию о положении в области, районе. Священники обращались к верующим с собственными патриотическими проповедями и даже открытыми призывами.
Священники на оккупированной земле и в армии
На оккупированной земле священник Православной церкви оставался единственно «своей», национальной публичной фигурой, его храм единственным местом, связывающим и объединяющим население. Жизнь, обстоятельства делали священника пастырем в самом глубинном, первоначальном смысле этого слова. Конечно, были священники, которые проявляли «ревность не по разуму». Были откровенно предатели Родины, были и такие, кто, не будучи героем, молился втайне о даровании победы русскому оружию, терпеливо ожидая встречи «со своими». И все же патриотическое начало, присущее православию, стало определяющим для большинства духовенства на занятой немцами территории. Оно доминировало тем активнее, чем активнее проявляла себя дикая, бесчеловечная природа гитлеровского «нового порядка».
Православные храмы на оккупированной территории становились явками партизан и подпольщиков, местом хранения оружия и медикаментов, укрытием для раненых красноармейцев. Фактов активного участия духовенства в движении сопротивления множество, десятки из них после войны были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
В целях укрепления морального духа солдат и психологической атмосферы на фронте, власть была вынуждена допустить духовенство в действующую армию. Ситуация опасности, непредсказуемости развития событий, постоянная угроза жизни безусловно активизировали религиозное сознание солдат. К беседам командиров и политработников с бойцами добавились встречи и беседы священнослужителей, молебны накануне сражений, распространение в войсках и зачитывание посланий и обращений иерархов РПЦ, – явления, немыслимые ранее для Красной Армии. О встречах митрополита Николая (Ярушевича) с офицерским составом действующей армии вспоминал протоиерей А. Медведский, сопровождавший Николая в его поездках на фронт: «На больших офицерских собраниях Митрополит Николай говорил о вере, о религии, о смысле жизни. С каким вниманием и интересом, с каким сочувствием слушали его офицеры, какое он на них производил впечатление и какие интересные беседы потом завязывались...».
Сборы в Фонд обороны
Негласное одобрение власти получили и общецерковные сборы в Фонд обороны, несмотря на то, что Постановление от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» запрещало Церкви благотворительную деятельность.
Уже летом и осенью духовенство в приходах Ленинграда, Харькова, Горького, Москвы организовало сбор средств «на нужды обороны» – денег, золотых и серебряных изделий. В декабре 1942 г. патриарший местоблюститель митрополит Сергий объявляет о начале сбора средств на строительство танковой колонны. 5 января 1943 г. он телеграфирует об этом И. Сталину и просит открыть для сбора средств специальный счет в Госбанке. В ответ на адрес Московской патриархии в Ульяновске за подписью И. Сталина пришла телеграмма с «благодарностью Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии» и о том, что указание об открытии специального счета дано. Русская православная церковь, таким образом, получила статус юридического лица и личное признание главы государства.
Осенью 1944 г. Московская патриархия открыла новый сбор – в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Для «начала этого дела» патриархия внесла 1 млн. рублей.
На Архиерейском Соборе РПЦ в ноябре 1944 г. митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) назвал общую сумму пожертвований в 200 млн. рублей.
Всего же за годы Великой Отечественной войны всецерковные сборы составили более 300 млн. рублей, не считая помощи ценными вещами, облигациями, продуктами и т.д. На деньги церкви были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского, авиационная эскадрилья им. Александра Невского; новосибирская епархия направила деньги на строительство сибирской эскадрильи «За Родину».
Каждая епархия присылала в патриархию «Краткую отчетность о пожертвованиях на военные нужды», заполненную по определенной форме. По сути, подавляющее большинство приходов не уклонилось от участия в сборе пожертвований на оборону страны.
Власть не могла не считаться с ролью Русской церкви в патриотическом движении в годы войны, ее возросшим авторитетом в обществе и на международной арене. Патриотическая деятельность православного духовенства и верующих явилась одним из факторов, радикально изменившим характер государственно-церковных отношений.
Возрождение Русской православной Церкви
4 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И. Сталиным. Эта встреча положила начало процессу возрождения Русской православной церкви в СССР. Были восстановлены управленческие структуры Церкви (8 сентября 1943 г. на Архиерейском соборе митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси); начался процесс образования епархий, восстанавливалась система духовного образования, издательская деятельность Московской патриархии, восстанавливались утраченные после 1917 г. межцерковные связи Русской церкви.
Война с фашистской Германией, таким образом, оказалась – как это ни парадоксально – спасением для Русской православной церкви.
Казалось бы, перед Московской патриархией в июне 1941 г. встала проблема выбора. Гитлеровская пропаганда откровенно разыгрывала «религиозную карту», представляя немецкую армию как армию-освободительницу Церкви и религии от большевистского диктата. Однако даже постановку вопроса о возможном выборе исключала личная позиция главы Русской православной церкви, выраженная в первые дни войны.
Патриотическая позиция Церкви и деятельность православного духовенства, верующих заставили советское руководство признать религиозный фактор одним из составляющих Победы над Германией. Роль Русской православной церкви в сплочении народа в годы войны признало и руководство гитлеровской Германии. Г. Гиммлер, планируя в 1944 г. будущее завоевание русских земель, объективно смог оценить лишь одно - роль Русской Церкви в освободительной борьбе народа: «...поддерживать и снова оживлять Православную Церковь было бы неверным, так как она всегда являлась организацией национального сплочения...».
Как своего рода демонстрация признания вклада Русской православной церкви в Победу над Германией стало присутствие Патриарха Алексия и представителей Синода на трибуне во время парада Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади.
Это интересно
Не осталась в стороне и единственная община Челябинской области. До мая 1944 г., то есть до открытия храмов в других городах области Симеоновский храм сдал в фонд обороны СССР 80 тыс. рублей, община приобрела облигации денежно-вещевой лотереи на 100 тыс. рублей. Всего за годы войны прихожане Симеоновского храма Челябинска собрали 696 тыс. рублей в Фонд обороны, сдали серебра в изделиях 6500 гр., золота 269 гр. Настоятель Симеоновского храма протоиерей С.А. Ашихмин за свою патриотическую проповедническую и организаторскую работу получил две благодарности лично от И. Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В мае – июле 1944 г. в области были открыты церкви в Златоусте и Верхне-Уральске. Уже к сентябрю 1944 г. три церкви области передали в Фонд обороны 440 тыс. рублей; только при освящении храма в г. Верхне-Уральске было собрано в Фонд обороны 5 тыс. рублей. С осени 1944 г. храмы области начали сбор средств в Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. В 1944 г. ими было внесено в Фонд 169 тыс. рублей, в 1945 г.– 1300 тыс.руб.; кроме этого для детских домов было передано 50 штук полотенец и 15 скатертей.