23 января Русская православная Церковь отмечает праздник святителя Феофана Затворника Вышенского
Не все об этом празднике знают заранее, как о Крещении или Сретении, кто-то вспоминает, лишь открыв накануне церковный календарь. Но у большинства православных, особенно старшего поколения, крестившихся в 1990-е и ранее, имя этого святого вызывает тёплый отклик в сердце, ведь многие, придя в Церковь, буквально росли на его книгах.
Прочел Евангелие, а что дальше?
Бывает так, что человек крестился, прочёл Евангелие, а то и всю Библию целиком или учебник Закона Божьего, а что же дальше? В интернете, в приходской библиотеке или лавке – глаза разбегаются. Иногда бывает важнее совет какого-то опытного прихожанина. Хочется не легковесного, но и не слишком трудного, надо бы читать святых отцов, но как-то боязно сразу погружаться в реалии IV века, хочется, чтобы человек жил поближе к нашему времени. И чтобы был настоящий старец, с опытом духовного наставничества.
Кто-то выбирает книги Антония Сурожского, кто-то другое... В начале девяностых такого изобилия не было. Зато были книжки святителя Феофана, репринтные издания с ятями, перепечатанные с дореволюционных или заграничных изданий (то есть и православные Русского Зарубежья на них росли, берегли их десятилетиями, передавая из рук в руки).
Жил святитель Феофан в 1815-1894 годах, не так далеко от нас. Кстати, само имя «святитель Феофан Затворник» для современного уха звучит привычно, но для XIX века здесь слышится интрига, противоречие. Затворник – значит отшельник, скрывшийся от мирской суеты «в затворе». И при этом он святитель – то есть епископ, владыка, наставник. Владыка Феофан епископом побыл недолго, оставив это служение, чтобы посвятить всё время богословским трудам, переводам с греческого и ответами на многочисленные письма верующих (а он получал 20-40 писем в день).
Три великих духовных писателя
В середине XIX века было три великих духовных писателя, прославленных ныне как святители – Филарет Москосковский (Дроздов), Игнатий Кавказский (Брянчанинов) и Феофан Затворник (Говоров). Все они друг друга, конечно, знали и уважали, и судьбы их во многом были схожи, но вот книги каждый писал по-своему.
Святитель Филарет (Дроздов) создавал догматические труды, из которых самый известный – Катехизис, то есть свод всех правил и постулатов православного вероучения. До сих пор по нему занимаются в воскресных школах и семинариях, теперь, конечно, написаны и более современные версии Катехизиса, но все с оглядкой на филаретовский.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) был вдохновенным проповедником строгого монашеского подвига, и труды посвятил аскетике. Он, как и святитель Феофан, тоже рано ушёл на покой и много отвечал на письма мирян. Но его труды считаются более близкими тем, кто готовится к иночеству или уже принял постриг, хотя к будущим монахам обращается и Феофан.
Святитель Феофан (Говоров) был знатоком древних языков, ездил в дальние страны за православными рукописями, провёл годы в Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Главный труд его жизни перевод книги с говорящим названием «Добротолюбие».
Духовное чтение на каждый день
Полное собрание сочинений святителя Феофана сегодня – два с половиной десятка томов. Правда, тома эти не увесистые, скорее они карманного формата, чтобы можно было носить книгу с собой, останавливаться, открывать, размышлять. Полное собрание ещё встречается в продаже в православных лавках, бесплатно его легко найти в интернете, а существует и много других изданий.
Новоначальному христианину, недавно пришедшему к вере, но уже прочитавшему самые простые, вводные книжки о православии, можно посоветовать два самых известных творения святителя Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» и «Мысли на каждый день года».
Книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» построена на основе писем владыки Феофана юной девушке из благочестивой семьи, которая, как и многие её сверстницы, выбирала между монашеством и замужеством. В итоге она всё-таки выбрала монашество, но книга-то святителя Феофана вся о том, что надо вслушиваться в волю Божию, понять её и смиренно принять тот путь, куда Бог тебя аккуратно направляет. Как это? Прочтёте, узнаете.
Книга «Мысли на каждый день» составлена из комментариев к «рядовым» и праздничным чтениям Писания – то есть тем самым отрывкам, которые читаются ежедневно на Литургии, сначала из Апостола, потом из Евангелия.
Книга помогает воцерковляющемуся человеку решить две проблемы.
Первая – когда в храме читают отрывок из Библии, не всегда понятно, произносят тихо, да и на славянском текст не сразу доходит. А ведь именно этим отрывкам, их пояснению батюшка, как правило, посвящает и проповедь после службы. Хорошо бы заранее, до прихода в храм, потратить пять минут и понять, что сегодня в церкви читается.
Вторая – Писание надо читать каждый день. Хотя бы понемногу Евангелие и Послания Апостольские. Но что значит понемногу? По главе? А если прочел все, снова начинать? Или ориентироваться на календари, где чтения конечно указаны...
Как известно, основные («рядовые») церковные чтения отрывков из Писания привязаны не к датам календаря, а к годовому Богослужебному кругу, ориентированному на Пасху.
Начинаем с Недели о Закхее – за четыре седмицы до Великого Поста или с Недели о Мытаре и фарисее – за три. Не забыли, что «неделями» в церковном календаре называются воскресные дни, когда каждый христианин должен стараться быть в храме, а «седмицами» привычные нам недели?
Каждый день в книге святителя Феофана начинается с указания, какие два отрывка из Апостола и Евангелия прочесть. Затем святитель Феофан даёт несколько абзацев толкования. Кладём закладку, и аккуратно, не пропуская ни одного дня, читаем, выполняем, перекладываем.
Если сбились, находим по календарю, какая сейчас седмица, после какой недели идёт. Смотрим в календарь, каким было ближайшее прошедшее воскресенье. Ага, написано «неделя 15-я по Пятидесятнице». За ней идёт 15-я седмица. Смотрим в оглавление «Неделя 15. Седмица 15». Выбираем сегодняшний день – например, среда – стартуем и больше не отстаём!
Великим постом, как известно, не каждый день совершается Литургия. Но святитель Феофан не оставляет читателя и на это время, указывая прочесть отрывки из Ветхого Завета – из книги Бытия, Исхода, как положено по церковному распорядку, и также поясняет их.
Небольшая путаница может возникнуть в конце годового круга, появляются повторы чтений из-за так называемой «Крещенской отступки». Эти повторы можно определить по календарю, сопоставив им соответствующие чтения из книги Феофана, а можно и просто отдохнуть несколько недель.
Только отдыхать не захочется! Автор этой заметки купил книжку «Мысли на каждый день» в 1992 году, потом затрепал несколько экземпляров. И с тех пор каждое утро – закончил молитвенное правило, затем тропарь, отрывок из Евангелия и Апостола и слово святителя Феофана – а там и за дела! Можно и по календарю отыскивать, но без любимой книжицы как еда без соли.
Попробуйте и вы найти книгу «Мысли на каждый день» святителя Феофана Затворника и завести на её основе такую привычку – очень выручит, и в храме чтение Писания на славянском быстро понимать начнёте.
Денис МИХАЙЛОВ