Простить или упростить?
В 2025 году Прощёное воскресенье выпадает на 2 марта
Обычай испрашивать друг у друга прощения перед Великим постом появился у монахов Египта в глубокой древности. Накануне поста, перед тем, как разойтись по пустыне и там подвизаться в уединении, они прощались друг с другом и просили прощения, так как пребывание в пустыне было сопряжено со многими опасностями и кто-то мог не вернуться по причине внезапной смерти. К празднованию Входа Господня в Иерусалим монахи возвращались в обитель. Постепенно эта традиция закрепилась в богослужении, а затем и в нашей обыденной жизни. Что именно она означает? Зачем нужна? Как и в чем просить прощения? Как отреагировать на то, что у вас попросили прощения? Обо всем этом читайте в нашей статье.
Выпрямиться или поклониться?
Есть в нашем богослужении возглас, над смыслом которого мало кто задумывается.
Диакон или священник поёт «Премудрость, прОсти!» – с ударением на о. И верующие благоговейно склоняются, если не в поясном поклоне, то опуская плечи.
Приходилось слышать от людей, что это и вовсе греческое слово. Но нет, смотрим греческий текст литургии: «София, орто!» (Σοφία! Ὀρθοί! ). Этот корень нам более знаком. Орто – значит прямой. Ортопедия позволяет больным прямо передвигаться. Ортодоксия – прямо, точнее, право славить Господа.
Вот и словарь церковно-славянского языка подсказывает «простъ» – прямой, открытый, свободный, простой.
В общем какое-то противоречие получается. Нам говорят «распрямись», а мы кланяемся. На самом деле противоречия нет.
Склоняемся мы потому, что священник в это же время поднимает Евангелие и крестообразно благословляет всех прихожан.
Вот, кстати, примета для новоначальных христиан. Многие путаются, когда креститься и в пояс кланяться, а когда просто кланяться. Если батюшка с амвона и с алтаря, благословляя, крестит всех, самому креститься не надо. Это как раз тот случай.
Что же греки? А у них свои особенности. В греческих храмах принято сидеть во время службы или хотя бы опираться на стасидии – вроде кресел в кинотеатре с откидными сидениями, а то и без них, но с подлокотниками. Когда им говорят «прости» – «орто», надо встать и выпрямиться. А кто задремал ненароком от долгой службы – проснуться, наступает важный момент.
Прощёный день
Эти любопытные факты представляют интерес накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье. Приветствуя друг друга, отправляя смс-ки и открытки, мы произносим это самое слово «прости» (и не важно, с каким ударением).
«Прости, брат, за всё, чем обидел, и я тебя прощаю, и Бог да простит нас».
Иногда сомневаются: как это просить прощения за всё? Извиняться надо за что-то конкретное: оскорбил, украл, оклеветал. Даже если очень совестно, важно переступить через себя. А иначе с каким чувством приступать к Великому канону и идти на Исповедь, «не примирившись тя опечалившим»?
Только всегда ли наше «прости» приводит именно к примирению? Хорошо, если ответом будут братские объятия, взаимное покаяние, «и ты меня прости». Нормально, когда человек, как Груздев из «Места встречи», сухо в ответ говорит «спасибо, извинения приняты».
А если ответом будет: «Теперь ты понял, как ты неправ? Какой ты хам?» Человек-то понял, оплакал грех и осознал, но теперь в его душе отчаянно забьётся «яшка»: «Я! Я был прав!»
Может быть и вовсе комичная ситуация. «Прости, брат, ты у меня пятьсот рублей занял, а я всё ждал, пока вернёшь, хотя христианину подобает прощать долги». «Нормуль, брат, а я как раз ищу у кого бы опять стрельнуть на пиво!»
Есть у православных в ходу понятие, обозначаемое славянским выражением «яко не бывше».
Проще говоря, «сделаем вид, что ничего между нами не было».
Чтобы жить стало проще
Многие православные ещё на заре воцерковления прочли и полюбили книгу «Древний Патерик» – собрание притч и коротких поучительных рассказов, составленных монахами-аскетами полтора тысячелетия назад.
Там есть история о том, как молодой инок отправился из обители в город, чтобы продать плетёные корзины – монашеское рукоделие. Ещё в монастыре его охватила блудная страсть, он представлял, как остановится на ночлег в городском доме, там будет какая-нибудь женщина, и ночью он совершит над ней насилие.
Остановился он у вдовицы. Расположились ночевать. В темноте подкрался монах к женщине, но она постояла за себя и греха не допустила.
Пришло утро, женщина накрыла завтрак. Монах от стыда не смеет поднять глаза. «Что ты стыдишься, ничего ведь не было, – говорит ему вдова. – А вот если бы мы согрешили, всё было бы сложно. Сидели бы мы по разным углам и злились друг на друга. Я за то, что ты надругался, а ты за то что со мной целомудрие потерял». Ушёл монах умудрённый, старцам всё в монастыре рассказал, а те записали поучение в свиток.
По нашим понятиям, они и без того могли бы сидеть по углам и злиться. Как же, оскорбление, задета честь! И это осложнило бы жизнь обоим: вдова побежала бы жаловаться стражникам, монах выгораживал бы себя перед старцами… Не проще ли молча взять ложку и садиться есть кашу?
Простить – значит сделать жизнь проще – и свою, и того, кто обидел. «Где просто, там ангелов по сто», – учил старец преподобный Амвросий Оптинский.
Снова возможен вопрос: а что простить, смириться, «не замечать» – значит предоставить грешника самому себе? Муж был два месяца в завязке, а вчера пришёл пьяный как свинья – и никак на это не реагировать? Сын подросток пришёл с дискотеки, и пахло от него дымом, но совсем не табачным – дать ему скатываться в наркоманию? На работе устроили буллинг – каждый раз спускать им? Задразнят, заклюют.
Взрослому человеку неловко задавать такие вопросы. Конечно нет, пьянство отца бывает горем всей семьи, и с этим необходимо бороться.
Но опять же, возвращаемся к этимологии слова. Простить нужно для того, чтобы жить стало проще. Лекарство даётся, чтобы исцелять болезнь, а не для того чтобы и без того несчастному хворому испортить жизнь горькими пилюлями. Полагаясь на разум, а не эмоции, всегда можно найти нужную меру.
Молиться, чтобы Бог простил
А если… Если всё-таки от попытки примирения всё станет сложно? Не просить прощения? Каждый должен сам решить, как поступить.
В «Киево-Печерском Патерике» есть страшная история про Тита и Евагрия. Жили в обители два друга, иеродиакон Евагрий и иеромонах Тит. Были друзьями – не разлей вода, но внезапно поссорились, так что видеть не хотели друг друга (в общежительном монастыре это сложно, разве совсем не выходить из кельи). Заболел Тит смертельной болезнью, и готовился предать Богу душу. К нему насильно привели Евагрия. Больной, едва двигаясь, сполз с постели и рухнул в ноги диакону: «Прости меня, брат, помиримся». Но Евагрия охватила ярость, он выпучил глаза и закричал: «Никогда не прощу тебя, ни в этой жизни, ни в будущей». В тот же миг рухнул Евагрий замертво. Его так и похоронили с глазами, вылезшими из орбит, и языком, торчащим из уст. Тит же немедленно выздоровел. Потом он говорил, что видел за плечом Евагрия ангела, который готов был примирить их. Но едва Евагрий пришёл в ярость, ангел выхватил огненное копьё и ударил его.
Вот так неосторожным словом Евагрий осложнил себе жизнь «и в этом веке, и в будущем».
Но к какому выводу пришли монахи, записавшие историю в свиток? Заканчивается повествование так: если сей Евагрий ради молитв преподобных Антония и Феодосия прощения от Бога не получит, горе ему лютое.
Антоний и Феодосий – основатели монастыря. Можно и так обобщить: все живые, и уже умершие братья лавры будут молиться за неразумного диакона, чтобы Бог того простил. А иначе сами себе они жизнь усложнят. Ибо трудно жить с осознанием того, что тот, кто был другом, отныне в лапах зла и ненавидит тебя.
В последний воскресный день перед Великим постом верующие собираются на вечерню в храм, где читаются молитвы о благословении на подвиг поста, и совершается Чин прощения. Сначала настоятель храма (а в соборе может и владыка) как старший с амвона простит всех собравшихся простить его. После выстраиваются пастыри с крестами, а верующие идут по кругу и просят у них и друг у друга прощения. Не называя грехов, просто так.
И это имеет значение. Чтобы проще было проходить путь Великого поста, каясь в своих грехах, и не придавая при этом значения грехам других – будто их и не было.
Денис Михайлов