Челябинская митрополия Русской Православной Церкви
Патриарх
Митрополит
Митрополия
Челябинская епархия
Образование
Публикации
Смотреть видео...
Слушать радио...
Читать периодику...
СТРОИМ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВМЕСТЕ Нужна помощь
Актуально
24.12.2025 21:27:29
В Челябинской епархии состоялось итоговое в 2025 году собрание духовенства...
Под председательством митрополита Челябинского и Миасского Алексия состоялось итоговое собрание клириков Челяб...
20.12.2025 15:07:29
В Челябинске освятили храм в честь святителя Тихона, Патриарха Московского...
Чин Великого освящения храма совершил митрополит Челябинский и Миасский Алексий. ...
05.12.2025 21:41:18
Состоялось заседание Архиерейского совета Челябинской митрополии...
Заседание возглавил митрополит Челябинский и Миасский Алексий, глава Челябинской митрополии и временно управля...
30.11.2025 21:20:10
Священник Челябинской епархии получил награду из рук Святейшего Патриарха Кирилл...
27 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию вручения премий памяти митропол...
  • Главная
  •  / 
  • Публикации

О великом служении Патриарха Московского и всея России Тихона

 Версия для печати
Автор: Валерий Воскобойников
21.05.2025 13:17:19

Автор: Валерий Воскобойников

 

Пророческий сон

 

Однажды летом деревенский священник Иоанн Беллавин спал на сеновале вместе со своими тремя сыновьями. Ночи стояли душные, а на сеновале, среди душистых запахов, дышалось легко. Жизнь деревенских священников была простая, небогатая. Такая как у окрестных крестьян или сельских учителей. Были ежедневные богослужения в храме. А еще было обыкновенное хозяйство: огород, корова и лошадь. Они требовали постоянной заботы и от самого священника, и от жены его, и от трех сыновей. Поэтому спали обычно крепко.

 

Но в ту ночь священнику приснился такой сон, от которого он проснулся и разбудил всех сыновей. Только что я увидел во сне покойную матушку, сказал он с волнением. Она предсказала мне скорую кончину. Она стояла здесь, как живая. И тала указывать на вас. Этот будет горюном всю жизнь, тот умрет в молодости, а Василий будет великим. Так, матушка сказала, и сразу исчезла. А меня словно молния ударила, и я и проснулся. Сеновал помещался наверху, под крышей. А внизу шумно дышала корова, топтались лошадь с жеребенком. В маленьком окошке было видно черное небо, и яркая мерцающая звезда.

 

В ту ночь, малолетний Василий, будущий Святейший Патриарх Тихон, запомнил еще и потому, что пророческий сон отца очень скоро начал сбываться.

 

Учение

 

Будущий святой родился 19 января 1865 года в деревенском доме, который стоял среди лесов, озер и невысоких холмов псковской местности. У детей священников в России судьба была похожа. Чаще всего они поступали в духовную семинарию. Кто-то потом выходил в дьяконы, кто-то становился пономарем, а самых способных посылали продолжать учение в Академии.

 

Семинариста Васю Беллавина любили и семинаристы, и взрослые. Он выделялся высоким ростом, силой. Только сила у него была добрая. За время учебы он никогда никого не обидел. Хотя обожал веселые истории и шутки. Очень скоро стал лучшим в учении, но не возгордился от этого, а наоборот, старался помогать каждому.

 

В Псковской Духовной Семинарии писали много сочинений, и не у всех они получались хорошо. И будущий святитель часто и подолгу объяснял товарищам как лучше их исполнить. При этом он разговаривал с ними так хорошо и весело, что у товарищей, после его объяснений прояснялся ум, и светлела душа. Скоро он получил прозвище «архиерей».

В 19 лет он приехал в Петербург, чтобы учиться дальше, в Духовной Академии. В Академии учились люди взрослые, кличками не забавлялись. Но скоро и тут Василия Беллавина стали звать «патриархом».

 

А когда в 1917 году отца Тихона впервые после перерыва в 217 лет, изберут патриархом всея России, товарищи по учению сразу и припомнят его прозвище.

 

Снова во Пскове

 

В 23 года Василий Беллавин закончил обучение в Академии и получил назначение преподавателем в ту же самую семинарию (Псковскую), которую несколько лет назад покинул.

 

Василия Беллавина любили все. И в семинарии, и в городе. Он жил скромно. Поселился в мезонине маленького деревянного домика. В тихом переулке рядом с церковью Николы. Жители соседних домов часто приходили к нему за советами. Один просил его написать письмо, другой спрашивал о книге, третий о том жениться ли ему.

 

А когда в 26 лет, в 1891 году, он решил принять монашество, на его постриг собралось столько людей, что боялись как бы не рухнул пол, так как церковь семинарии была на втором этаже.

 

Когда люди решают посвятить всю свою жизнь служению Господу, они принимают монашество. Так Василий Беллавин пришел в новую жизнь и получил новое имя. Его назвали в честь великого русского молитвенника и подвижника Тихона Задонского. О котором рассказывали, что он был такого же кроткого нрава.

 

В церковь вошел Василий Беллавин, а вышел иеромонах Тихон.

 

Городок Холм

 

Скоро иеромонах Тихон собрал свое маленькое имущество и отправился в Люблинскую губернию. В маленький спокойный городок Холм. В городке этом домики стояли среди фруктовых садов. А на улицах намного чаще слышалась польская, еврейская и украинская речь. Люблинскую губернию считали почти что Заграницей. Здесь была своя Духовная семинария. И сюда инспектором семинарии перевели иеромонха Тихона.

 

Прошло еще немного времени, и Тихон был возведен в сан архимандрита. Стал ректором семинарии. И придумал он такое новшество. В семинарии был свободный зал. Этот зал архимандрит Тихон преобразовал в храм. В храме стало совершаться ежедневное богослужение. Каждый из 6-ти классов имел свой день. И каждый семинарист мог нести там клиросное послушание. Совершали богослужение по очереди: и сам ректор, и педагоги, носившие духовный сан.

 

А когда наступил 1898 год архимандрита Тихона возвели в сан епископа Люблинского. И было ему тогда 33 года. В губернии жили люди разных исповеданий. Одни ходили в храм католический, другие в протестантский, третьи – в синагогу. Были униаты. те православные, которые соединились с католиками. Но когда по улице в простой повозке проезжал епископ Тихон, ему уважительно кланялся каждый прохожий. Веселый и обаятельный, он был везде желанным гостем.

 

«Только посмотрит на тебя, а на душе становится легче и радостнее», – так говорили люди. Местные священники обожали приглашать его на храмовые праздники. Но не закончился год, как в декабре направили епископа Тихона на новое служение. В далекую Американскую епархию, епископом Алеутским.

 

Когда-то другой знаменитый святитель Иннокентий добирался до Алеутских островов целых 14 месяцев. За 100 лет мир изменился и теперь Россию пересекали железные дороги. А по рекам и морям плыли пароходы.

 

Глава в Американской епархии

 

Отец уже скончался, и святитель взял в дальние страны младшего брата. Слабого и болезненного юношу. В Пскове у них оставалась лишь старая мать. Через несколько лет не станет и младшего брата.

 

В те годы из России в Америку уезжало много людей. Чаще это были крестьяне и небогатые ремесленники. На родине им не везло, и они надеялись поймать удачу в чужой стране.

 

Православная церковь была для них местом, где они находили опору для души. Но не только из славянских стран переселялись православные христиане в Америку. Ехали из Сербии, Греции, Галиции. В епархии епископа Тихона кроме индейцев, алеутов и эскимосов жили также арабы, венгры, поляки. Многие из них, тоже принимали православие.

 

Возможно человеку с другим характером, жесткому, суровому, было бы трудно среди этих людей. И быть может святитель Тихон вспоминал великого человека апостола Павла. Павел проповедовал учение Христа многим народам. И этим людям трудно было менять свои обычаи. Тогда Павел отправился в Иерусалим, чтобы посоветоваться с теми апостолами, кто знал Господа лично. Апостолы долго совещались, а Павел долго ждал за закрытыми дверями. В этот день решался важный вопрос для будущей христианской Церкви. Кто главнее: суть, смысл, душа? Или второстепенные мелочи. Неужели апостолы посчитают, что выходцы из разных народов, желающие принять христианство, должны стать во всем похожими на них, выходцев из народа еврейского. Ведь почти все первые ученики Господа были евреями. Апостолы и тут проявили мудрость. И когда к Павлу пришел Петр, он понял, отныне мелочи не заслонить суть учения Христова. Христианские народы могут отличаться по своим обычаям, привычкам. Но зато будут едины в главном. Не желать и не делать зла никому из людей.

 

Так и святитель Тихон не удивлялся странным одеждам людей и их манерам. Разговаривал со всеми мягко, с доброй улыбкой. У людей, которые переселились из Закарпатья, Западной Украины, на родине была как бы наполовину православная церковь. А когда-то она была чисто православной. Потом ее священники подписали унию. Присоединились к католикам. Так их и называли униатами. В Америке униаты жили общинами. Епископ Тихон не отворачивался от них. Наоборот. Он старался чаще навещать их. И очень скоро, одна община за другой стали возвращаться назад, к Русской Церкви.

 

Новые американцы

 

Новых американцев с каждым месяцем становилось все больше. И святитель понял, что нужно строить новые храмы. Скоро он уже освящал церкви в Чикаго, в Нью-Йорке. В Нью-Йорке верующие построили одновременно два православных храма (сирийский и русский). Каждую весну святитель садился на пароход и отправлялся в дальние поездки. На Алеутские острова, на другие земли. Еще недавно все они принадлежали России. И местных жителей там крестили русские священники. Потом земли продали Америке. Жители стали новыми американцами, но остались православными людьми.

 

– Нас крестил добрый пастырь! Его звали Иннокентий, – говорили самые старые из них, – он спас наш народ, когда убедил делать прививки от оспы. – Ваш пастырь был замечательный человек. И все его помнят. Тебя мы тоже будем помнить, потому что ты добрый.

 

В каждой поездке у святителя было много дел. Он расспрашивал местных священников о помощи, которая им нужна. Проверял знания учеников в церковных школах. Проверял денежные дела церквей. А еще надо было изучать планы строительства новых храмов. Отвечать на пачки писем, которые почтальон приносил каждый день.

 

19 мая 1900 года святителя Тихона возвели в сан архиепископа. Такой огромной территории с жителями, которые говорили на разных языках не было в России, не у одного епископа. В некоторые православные храмы приходили верующие вовсе не понимающие языки друг друга. Сербы, сирийцы, русские стояли в церкви рядом, и внимали словам священника. Святитель Тихон понял, что если священник будет говорить только по-русски, то большая часть прихожан его не поймет.

 

И тогда он разрешил проповедовать слово Божие на языке, который объединял здесь всех. По-английски. Скоро архиепископ Тихон стал любимым человеком среди американцев. И, его даже избрали почетным гражданином Америки.

 

И в Ярославле можно стать почетным гражданином

 

9 лет прожил в Америке святитель Тихон. Основал многие православные храмы, общины. Создал монастырь в штате Пенсильвания (близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем был устроена школа-приют для сирот).

 

Миссия с каждым годом расширялась. Православных в Америке с каждым годом становилось все больше.

 

Но в 1907 году архиепископ Тихон сел на пароход и отплыл в Россию. Он был переведен в Ярославскую епархию. Город Ярославль, это старинный русский город на Волге. С красивыми храмами, с богомольцами, идущими в разные концы страны, и останавливающимися здесь на отдых.

 

Показался после американских больших городов необычайно тихим. Скоро он обнаружил, что священники в Ярославле за последние десятилетия были приучены к странному обычаю. Когда они обращались к епископу, они клали земные поклоны, словно царю. От этих поклонов ему становилось смешно, неприятно и стыдно. Он сразу запретил священникам это делать. Просил подходить спокойно, как к обычному человеку.

 

Ярославские монастыри и храмы стали постоянно приглашать его на службы. Он с удовольствием соглашался и шел по улице, к храму пешком. – Что же это вы, пешком ходите? – спросил его однажды, сидевший в коляске, ярославский губернатор. – По чину, Вам положено ездить в коляске, или даже в автомобиле. А идти по улице пешком, это дурно. И губернатор недовольно покачал головой.

 

– А я ведь, когда иду, с людьми разговариваю. Остановит меня человек на улице, расскажет о своей нужде, я ему и помогу. Иначе, этот человек ко мне прийти побоится. Я не буду знать жизни города.

 

-         Как знаете, народ у нас дурной, любую глупость учинить может. Не посчитается с вашим саном. Я ведь так говорю, в целях вашей безопасности.

 

А святитель Тихон после службы подробно расспрашивал у батюшек о их жизни. Осматривал храмы, поднимался на колокольню.

 

И священники тоже, удивленно качали головами. На их памяти, такого архипастыря, в их епархии не было.

 

Через несколько лет все городское общество рассорилось с губернатором. Губернатор был не прав. Это говорили и священнослужители.

 

-         Выбирайте, владыка с кем вы. Со мной, то есть с властью, или с этими, – сказал губернатор, пренебрежительно показав на окно, в котором был виден город.

 

– Я всегда, с правдой, тихо, но твердо ответил святитель.

 

Скоро губернатор добился, чтобы непокорного ему архиепископа перевели в Литовскую епархию. А ярославское общество в те же дни избрало святителя Тихона почетным гражданином своего города.

 

Служение в Вильне

 

В Литве святителю Тихону вспомнились молодые годы, когда он служил сразу после Пскова. Здесь тоже жили сообща русские, поляки, евреи. У каждого народа были свои храмы. И могло случиться так, что люди, посчитав свою веру истинно правильной, возненавидели бы всех остальных.

 

Но владыка Тихон хорошо знал, что у любого народа есть свои герои, свои праведники, и свои негодяи. Поэтому он уважал всех добрых людей, а их у всякого народа всегда больше.

 

Он по-прежнему просто одевался. И снова прохожие и русские, и поляки, и евреи, едва увидев его, радовались, и уважительно здоровались. И никто из них не знал, что через несколько месяцев начнется война, которую люди назовут Первой мировой.

 

Очень скоро фронт приблизится к епархии. Люди, потерявшие имущество, толпами шли по дорогам, чтобы избежать приближающейся смерти. И многие из них приходили к дому своего дорогого пастыря. Надеялись, что он поможет, укроет. Святитель Тихон помогал, чем мог. Находил пристанище, где можно было переночевать. Но фронт двигался дальше, и владыка перебрался в Москву, вместе со многими учреждениями Вильны.

 

Война

 

Тысячи россиян погибали в окопах. Западные области были заняты врагами. И казалось этой никому не нужной войне не будет конца. Потом произошла Февральская революция, и власть в стране перешла в руки Временного правительства.

 

Архиепископа Тихона прежняя власть не очень-то любила. Быть может он казался некоторым чересчур образованным или слишком независимым. Он всегда отстаивал правду и самостоятельность Церкви. А любая власть иногда действует не по правде, и любит, чтобы ей подчинялись беспрекословно.

 

Поэтому прежняя власть как бы не замечала преосвященного архиепископа Тихона. А он часто делал вид, что не замечает и ее. При Временном правительстве многое изменилось. Разумные люди заговорили не только о реформах в государстве, но и о реформах в Церкви. И тогда на архиепископа Тихона сразу обратили внимание и миряне, и священники, и даже пресса.

 

«Европейский архиепископ Тихон на всех местах своего епископского служения проявил себя независимым деятелем высокой честности, твердости и энергии. И одновременно большого такта. Человеком сердечным, отзывчивым и чрезвычайно простым и доступным как в деловых, так и в частных отношениях к людям», – так писали журналы в то время.

 

О реформах, которые нужны Православной Церкви говорили с начала века. Если жизнь в стране и обществе меняется, то что-то должно меняться и в жизни пастырей. Многие миряне и молодые священники считали, что Церковь заражена той же болезнью, что и государство. Бюрократией. Что вся власть отдана чиновникам. А руководство в государстве и Церкви нужно выбирать.

 

Вскоре, после Февральской революции, в каждой епархии стали собираться съезды. Съезды сами при свободном и тайном голосовании выбирали для себя духовных пастырей. Для некоторых это казалось страшной революцией. А на самом деле это было возвращением к древним церковным правилам. Ведь в старинные времена пастырей выбирали верующие, а не назначала власть.

 

В июне 1917 года в Москве тоже собрался епархиальный съезд. На нем, архиепископа Тихона выбрали митрополитом Московским.

 

А через два месяца, в Москве, в день праздника Успения Божией Матери, открылся Поместный Собор. На который собрались лучшие люди от всей Русской Православной Церкви. О нем говорили, что это самый свободный и самый демократический Собор в истории Русской Православной Церкви. На Церковь всегда старались воздействовать великие князья, цари. Иногда они сами назначали и сами смещали только что выбранных пастырей. Теперь же на решение Собора не давила никакая власть. Газеты писали, что по своей демократичности, Собор похож на Первый Апостольский Собор в Иерусалиме, на который собрались близкие ученики Христа и выбранные ими пресвитеры.

 

Митрополита Московского Тихона Собор избрал председателем митрополии. А потом и председателем Собора.

 

Выборы Патриарха всея России

 

Война, от которой устали все продолжалась. На заводах, на кораблях, и даже в окопах шли бесконечные митинги. Митинговали под открытым небом, на городских площадях, в зданиях. В дворянском собрании, и в Церкви. Все обсуждали, как жить великой стране дальше. У каждого было своё мнение. Многие были не довольны правительством. Газеты писали, что Россия зашла в тупик, из которого нет выхода.

 

В конце октября 1917 года, в Петербурге, произошел переворот, и власть взяли большевики. На улицах Москвы в эти дни стреляли пушки, били пулеметы. Кремль переходил из рук в руки.

 

В это смутное время, 28 октября 1917 года, Собор решил восстановить патриаршество немедленно. Сначала 31 октября все члены Собора должны были избрать трех кандидатов на самое высокое место в Русской Церкви. Усердно помолившись, они выстраивались в длинные очереди, чтобы опустить листки в урны для голосования. Кандидатами на патриарший престол стали три человека: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), митрополит Московский Тихон (Беллавин). Дальнейшее решено было предоставить воле Божией.

 

В Храме Христа Спасителя назначили торжественную Литургию. Все три кандидата в это время находились дома. Власть большевиков в те дни окончательно утвердилась в Москве. Для молебна нужна была православная святыня. Икона Владимирской Божией Матери, которая находилась в Кремле. После долгих уговоров большевики разрешили принести её в храм для молебна.

 

Величественный храм вмещал 12000 человек и был переполнен. Во время молебна прочли особую молитву. Потом митрополит Киевский Владимир, старейший из иерархов, который служил в этот торжественный час, подошел к аналою, взял ларец, в котором были три записки с именами, благословил ими народ. Разорвал шнур, которым ларец был перевязан. Снял перчатки. Все замерли. Приближалась историческая минута.

 

Из алтаря вышел глубокий старец. Знаменитый затворник Засимовой Пустыни, которая помещалась недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Ради церковного послушания старец участвовал в Соборе.

 

Старец Алексий перекрестился, и, не глядя, вынул из ларца записку. Подав её митрополиту Владимиру. Митрополит Владимир, развернул её, и громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский». Ликование охватило всех, кто был в храме. Хор, вместе с молящимися запел «Тебе, Бога, хвалим!».

 

Многие надеялись, что с обретением Патриарха, стране удастся справиться со смутами. Все епископы и огромная толпа верующих людей отправились на Троицкое подворье, чтобы поздравить, теперь уже, Патриарха всея России Тихона.

 

Однако, Патриарха успели оповестить, и он вышел навстречу процессии спокойный и смиренный.

 

Архиепископ Антоний сказал приветственное слово, и глубоко ему поклонился. Епископ и все верующие поклонились вслед за ним так же глубоко. Патриарх Тихон поклонился им в ответ. И, произнес короткую речь.

 

Он, больше многих понимал, сколько горя, плача и страданий принесут будущие годы стране. Быть может он на мгновение усомнился, сумеет ли вынести эту страшную ношу. Но раз уж именно на него выпал жребий, он должен был исполнить волю Божию до конца.


Назад

© 2025

ЦПРО Челябинская Епархия Русской
Православной Церкви. Все права защищены.


intec
Вы можете связаться с нами:
Адрес: 454084, г.Челябинск, Кыштымская, 34
Телефон: +7 (351) 727-11-07
E-mail: eparhia74@mail.ru

Мы в соц. сетях


Яндекс.Метрика