Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Уфалее выбрали мы по рекомендациям челябинских паломников. Еще до ковида ездили они туда и помнят не только благодатную службу, но и пожилую учительницу, увлеченно рассказывающую всю историю храма, и мастерскую, где ткут удивительные половички. Звоним батюшке, спрашиваем, точно ли можно тут «собрать» репортаж, чтобы не только о храме в нем рассказывалось, но и об интересных людях. Иерей Георгий Григуцяк сразу понял, о ком идет речь. И с учительницей пообещал познакомить и в мастерскую, где половички, вызвался сводить. А еще посулил «сюрприз» – коллекционера картин на библейские сюжеты, который переехал в Нижний Уфалей совсем недавно, а следовательно, наши собеседники в своей допандемийной поездке видеть его не могли. Рассказываем обо всем по порядку.
Молебен с акафистом
Прихожане вместе с настоятелем каждую среду читают молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». Молятся за знакомых, родных и близких, кто страдает от алкогольной зависимости.
Как раз в среду мы и приехали. Хоть и выехали в семь утра, чуть припоздали, дорога заняла более трех часов, и молебен уже начался. Прошел он как на одном дыхании, и в немалой степени это была заслуга церковного хора. В хоре было всего две бабушки, но пели прекрасно. Особенно одна из них, Любовь Викторовна Бакуева. По образованию медик, она работала в Екатеринбурге на станции скорой помощи, пела в любительском ансамбле. Выйдя на пенсию, перебралась в родной Нижний Уфалей. И здесь ее увлекло новое дело. Поначалу и пение, и чтение молитв давалось тяжело, нужно было выучить церковнославянский язык.
– А потом уже приступила к составлению служб. Все это очень тяжело, особенно, что касается великих праздников. Службы нужно составить, соединить в одно, чтобы все шло без остановок, текло подобно ручейку. Советуюсь с батюшкой, благо, он всегда находит время, чтобы все обсудить, – рассказывает Любовь Викторовна.
Тем временем в притворе храма заботливо накрыли стол. Разговор коснулся жизни в поселке, где выработка недр прекратилась задолго до того, как порода закончилась, и это пагубно сказалось на его экономике: люди стали уезжать. Но в последние годы наблюдается обратный процесс: приезжают люди среднего поколения из Челябинской и Свердловской областей – те, кто могут работать удаленно, и покупают здесь дома, квартиры. В Нижнем Уфалее есть все для мирной экологичной жизни: лес с грибами и ягодами, чистый воздух, живописный пруд, куда каждую весну прилетают лебеди. С другой стороны, здесь есть все атрибуты жизни в социуме: детский сад, дворец культуры, школа (строится новое современное здание), и, конечно же, храм – центр жизни духовной.
Здесь нельзя не отметить, что храм и школа очень плодотворно сотрудничают, как и в большинстве малых городов. По прихрамовой территории нас водила Инга Юрьевна Шишкина – активная прихожанка, она же – учитель русского языка и литературы. Вместе с ребятами Инга Юрьевна проводит субботник к престольному празднику. Батюшка водит школьников в походы и во время таких походов случаются интересные беседы о сущностных вещах.
Роль женщин в истории храма
Краткую историю Казанско-Богородицкого храма можно прочесть на нескольких стендах. Возведена она была в 1852-1853 годах на средства заводовладелицы А. И. Губиной. На момент освящения в ней было 847 прихожан. А в 1915 году уже 6144 прихожанина! Вот так мощно город в те годы развивался. Кстати, в 1915 году в Нижнем Уфалее и больницу открыли взамен амбулатории. Сохранилась любопытная фотография: молебен в честь временного правительства, на который вышел, кажется, весь поселок. Люди полностью поддерживали происходящие в стране перемены, еще не ведая, к каким кровавым последствиям они приведут.
В 1929 выносится постановление о закрытие церкви. А фактическое закрытие происходит... в 1940 году, то есть через 10 лет после вынесения постановления. Все эти годы в храме с перерывами, негласно проходили богослужения. Два года в церкви размещался спортзал, в 1942 году она вновь стала открыта для богослужений. Закрывается в 1962 году, передается Горторгу, но уже в 1977 году признается памятником истории и культуры регионального значения.
– Уже было решение исполкома снести храм до основания. Но две замечательные женщины помешали этому – через них и действовал Господь. Это искусствовед Вера Матвеевна Медведева и Валентина Александровна Черных, возглавлявшая городское отделение всероссийского общества охраны памятников, – рассказывает преподаватель истории, обществознания и права Надежда Ивановна Шерстнева (сейчас она на пенсии).
Двум героическим женщинам удалось спасти Казанско-Богородицкую церковь от ликвидации, но не от разрушения. Надежда Ивановна со слезами на глазах вспоминает, что самые черные времена настали для храма как раз тогда, когда складские помещения, в которых хранилась соль и мыло, были ликвидированы. Каждый старался утащить все, что мог. Решетки с окон сняли, полы выворотили, и только кирпичи отделить не сумели, поскольку кладка была необычайно крепкой.
Два года, с 1990 по 1992, шла реставрация. Примечательно, что реставраторы Василий Мужевских и Александр Макаров нашлись среди местных художников.
– Сколько мы с ребятами сюда ходили, сколько субботников провели! – вспоминает Надежда Ивановна, оглядываясь по сторонам. – Столько земли, мусора отсюда вывезли, потому что выворочены были полы. С леспромхоза люди сюда приезжали на субботники автобусами…
«Меня погружала бабушка будущего мужа!»
Наш разговор продолжился у Надежды Ивановны дома. В квартире чистота и порядок, каждая вещь на своем месте. Наша собеседница достает из шкафа толстенную папку с файлами. Это – труд всей ее жизни, начиная со школы.
– В школе нам запрещали ходить к храму накануне Пасхи. А туда же нескончаемый поток людей с горящими маленькими свечками шел! И так хотелось стать частью этого потока! Вон, видите –каменные валуны, – показывает Надежда Ивановна в сторону балкона. – Мы на них сидели и наблюдали за крестным ходом. На другой день на линейке вызывали и ругали. Но ведь наши родители туда шли, что же плохого они сделали, если нас за это наказывают? Учительница спрашивала: «Ели крашеные яйца?» Приходилось лукавить. На самом деле все христосовались и очень ждали этот праздник. А самое главное – запах пирогов шел на Пасху из печных труб. И этот запах выдавал всех! Еще одним камнем преткновения была Радоница. На кладбище ходили в родительский день, в школе за это стыдили. А другого-то дня нет! И вот эта вот раздвоенность, она меня подвигла по крупицам собирать материал о храме.
К восьмидесятым годам у Надежды Ивановны уже много чего было, в основном – вырезки из районок, в том числе тексты той самой Валентины Черных, одной из двух женщин, спасших храм от ликвидации. Впервые она повела своих учеников, восьмой класс, к храму. Смотрели надгробные плиты, разбросанные по всей ограде, читали надписи. А там самые почитаемые люди поселка – учителя, врачи, купцы, строители. Надежда Ивановна поняла, что надо не только газетные вырезки собирать, но и беседовать с людьми, записывать воспоминания тех, кто еще жив. Набирать информацию и систематизировать. И удивительное открытие сделала о своей семье. Родители ее с сестрой не крестили. Но какая-то бабушка «погружала». Оказалось, погружала малышек в воду бабушка ее будущего мужа! И сам он, будучи всего на два года старше Надежды Ивановны был в этом людском потоке, идущем в храм на всенощную, когда она с ровесницами сидела на валунах и наблюдала. Вот такая удивительная история.
– Пока я работала учителем, проводила много праздников и мероприятий, направленных на то, чтобы ребята знали, в каком замечательном поселке они родились. Поняли, что наши корни здесь и обрубать их нельзя. Нижний Уфалей – это то самое место, которое всегда и любых нас примет. Нигде больше мы не найдем такого упокоения, – убежденно говорит Надежда Ивановна.
Ткацкая мастерская
Далее наш путь лежал к Дому культуры. Нас радушно встречают его директор Ольга Раскостова и хореограф Назира Кузнецова. Несмотря на лето, жизнь в Доме культуры бьет ключом. Детишки репетируют танец к городскому празднику, взрослые – звукорежиссер и преподаватель вокала – поют гимн любви. Жизнь в небольшом поселке имеет свои плюсы: тут меньше конкуренции и легче стать звездой. Достаточно быть трудолюбивым, иметь слух, преодолеть страх перед сценой – и ты будешь на ней стоять. Не надо никаких денег, связей, интриг и прочих непременных атрибутов столичной жизни.
Проходим в самый интересный кабинет нижнеуфалейского ДК – ткацкую мастерскую. Такой комнате позавидовал бы и любой столичный ДК, не говоря уж о региональном. Как вся эта красота появилась в Нижнем Уфалее? Началось все с того, что руководство ДК составило список ремесел, которыми занимались жители поселка в стародавние времена: тут и гончарное дело, и плетение корзин, смолокурение, резьба по дереву, пимокатный промысел и много чего еще. Остановились на ткачестве. Остановились на ткачестве и начали проводить исследовательскую работу. Выявили 30 фамилий выдающихся ткачих, о каждой из них в мастерской есть информация. Внучки ткачих принесли из старых, пылившихся на чердаке сундуков удивительной красоты половички. Они составила основу коллекции. Первая мастерица ткацкой лаборатории Регина Фокина освоила секреты старинной технологии, ей помогли специалисты из областного центра народного творчества. Проект вошел в программу «Культурная мозаика малых городов» и был поддержан президентским грантом.
Сейчас в мастерской четыре больших ткацких станка и еще несколько маленьких. Ткут красоту не только из нитей, но и из нарезанных на полоски ненужных вещей. Больше десяти лет существует этот проект, сменилось несколько преподавателей, но неизменен интерес к ткацкому ремеслу детей и их родителей.
Музей на веранде
Казанско-Богородицкий храм, его уникальная архитектура и атмосфера стали главной причиной, по которой Геннадий Смолин переехал из Южноуральска в Нижний Уфалей. Другая причина – живописный пруд, который Геннадий Александрович в шутку называет «Генисаретским озером». А третья – просторная веранда выставленного на продажу дома, на которой оказалось возможно «расселить» уникальную коллекцию: репродукции на холсте шедевров живописи из разных музеев мира. Картины зарубежных художников посвящены исключительно евангельским темам.
У Геннадия Александровича огород, коллекция гортензий, куры, мастерская с шутливой надписью «Магнитогорский металлургический комбинат». В «комбинате» он перерабатывает на краску кору поваленных ураганом сосен.
– Вечерами, когда сильно устаю, мне нужен обязательно музей, а лучше несколько, – признается наш собеседник. – Вот я пришел на веранду – и в Ватикане побыл, и в Венеции, и в Дрезденской галерее, и в Эрмитаже. Вспомнил истории, которые происходили при Иисусе Христе. Вот, посмотрите, это кто бы вы думали? А это Христос – его Микеланджело изобразил без бороды! А вот это апостол Лука, обратите внимание на его локоть: он словно выходит из картины. Далеко не каждый художник может так изобразить!
О каждой картине у Геннадия Александровича припасен интересный факт. И он излагает эти факты многочисленным туристам, которые приезжают и из Челябинской, и из Свердловской областей. Собирают ягоды, грибы, катаются на лодке по нижнеуфалейскому пруду, а вечером пью чай и смотрят евангельские сюжеты.
Остаток дня мы проводим дома у отца Георгия и матушки Юлии. Живет он в Верхнем Уфалее и раньше был клириком в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Шесть лет назад стал настоятелем Казанско-Богородицкого храма. Настоятельство – не только большая ответственность, но и возможность реализовывать свои творческие проекты. Идей было и есть очень много, по мере возможностей их удавалось воплощать. А в этом году получилось выйти на новый уровень: выиграть президентский грант на создание семейного центра «Счастье рядом».
– Наш центр объединит прихожан разных поколений – детей и их родителей, – объясняет батюшка. – Вдохновлялись мы при составлении заявки на грант идеалом семьи последнего российского императора Николая II. Современному православному христианину Романовы известны, прежде всего, как страстотерпцы. А ведь то, как они жили до трагических событий, может служить идеалом православной семьи. И в радости, и в тяжелейших испытаниях, выпавших на их долю, они были вместе и смотрели в одну сторону.
На момент подготовки этого номера семейный центр уже начал свою работу. Состоялось несколько мероприятий: поход в лес с мастер классом по разведению костра и постановкой палаток, паломническая поездка в Ганину Яму и участие в крестном ходе. Впереди цикл лекций об истории семьи Романовых, и мероприятия, которые помогут семейному счастью не в теории, а на практике: совместное рукоделие, творчество, вылазки на природу.
Слушая рассказ о планах на ближайшее будущее, едим огурчики, выращенные заботливыми руками матушки Юлии, глядим на четыре поставленных рядком велика (в семье Григуцяк трое сыновей, и сам батюшка тоже любит погонять), и понимаем – счастье, действительно, рядом, а вера в помощь Бога поможет его обрести.