Наша Церковь зиждется на двухтысячелетней традиции. Священное Писание, Священное Предание, творения святых отцов всегда были, есть и будут путеводной нитью, с помощью которой мы, православные христиане, можем находить ответы как на вечные вопросы бытия, так и на сиюминутные вызовы эпохи.
Зачем нам сегодня нужно святоотеческое наследие? Казалось бы, Иоанн Златоуст или Василий Великий жили в другое время, в других условиях. Однако в этом грешном мире ничего принципиально не меняется. И мы, как и наши предки, сталкиваемся с теми же, по сути, духовными трудностями. Поэтому Священное Писание и дано нам единожды и на все времена. Но, чтобы правильно понять его, нужно опираться на традицию, на труды святых отцов. Далеко не каждый человек имеет возможность посвятить этому значительное время. И, сознавая это, монахи Оптиной Пустыни предприняли титанический труд. На сайте своей обители они разместили толкование всех стихов Библии святыми отцами. Обращаясь к конкретному месту Писания, можно в режиме онлайн прочитать комментарии православных мыслителей и подвижников.
О «мракобесии» монахов
Работа по переводу творений святых отцов на понятный современникам язык велась и в прошлом. Величайший вклад в это нелегкое дело был внесен святителем Филаретом (Дроздовым). Трудами св. Филарета была начата систематическая работа по переводу и изданию творений святых отцов. Благодаря его трудам удалось освободиться от влияния латинской схоластики в духовном образовании и вновь обратиться к сокровищам православной мысли.
Святитель Филарет утверждал: «Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя учителем, а Своих последователей учениками? Прежде нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. И зачем Господь послал в мир апостолов? Первее всего учить все народы: «шедши научите все языки». Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа». Так и сегодня оптинские монахи продолжают это важное дело, исполняя слова Христа: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8:16).
Однако монашествующие этой обители не просто механически взяли и прикрепили толкования тех из святых отцов, кто по стихам комментировал Священное Писание. Это заметно бы снизило ценность проделанной создателями сайта работы. Далеко не все из святых отцов комментировали Священное Писание систематически, разбирая каждое место, хотя бы одной из библейских книг. И многие их творения остались бы вне поля зрения людей, желающих обратиться к православной мысли для решения частного вопроса. Нет, они проработали огромный массив материалов, перечитав значительный (если не весь) корпус святоотеческой литературы. Следуя заповеди Спасителя «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), они собрали мысли подвижников и богословов из разных сочинений и поместили их под соответствующими стихами Библии те из них, которые по – смыслу объясняют данное место.
Почему «нет власти не от Бога»?
По какому же принципу подобраны толкования? Создатели сайта Оптиной Пустыни не ограничились только толкованиями святых отцов. Рядом с ними и извлечения из «Толковой Библии» Лопухина, и из дореволюционного «Троицкого листка», и мысли наших современников. Например, митрополита Иллариона (Алфеева). Следует признать, что такое разнообразие авторов, комментирующих Священное Писание, принесло проекту пользу. И дело здесь не только в увеличении числа толкований. Они отнеслись к творениям святых отцов не как к бесполезному в обычной жизни музейному экспонату, а как к актуальному тексту, которым можно и нужно пользоваться и в наше время.
Приведем примеры актуальности святоотеческих толкований на сайте Введенского Ставропигиального мужского монастыря. В наши дни испытаний и социальных потрясений вспоминаются слова апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим 13:1). В нашей стране, пережившей за прошлый век несколько революций и братоубийственную Гражданскую войну, важно, чтобы это библейское изречение не вызывало отторжения. Но, к сожалению, это нередко случается. И в данном проекте не приводятся только лишь известные всем изречения о попущении Божием. Все это верно, но не всегда убедительно. Особенно для человека мало воцерковленного, лишь начинающего свой путь к Богу.
Толкуя Священное Писание, не следует уповать, что «кому надо, тому Бог объяснит», иначе зачем тогда нужен толкователь? Необходимо быть понятным разным людям. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22), - такой пример служения дал апостол Павел. Разъясняя это место, создатели сайта приводят актуальные и для нашего времени увещевания святителя Филарета (Дроздова). В «Слове в день венчания на царство Государя Императора Александра I» он говорит: «Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что сие множество народилось от некоего меньшего племени, а сие произошло от семейства». Святой XIX века, во времена которого Европу сотрясали революции, порожденные эпохой Просвещения, обратился к рассудку. Понимая, что не ото всех, и далеко не всегда можно требовать слепого послушания, зная, что не каждый склонится перед авторитетами, он обращается к логической аргументации. Св. Филарет писал о самодержавной монархии, выводя ее из власти отца семейства, но его мысли можно понять и шире, как указание на границы «священных коров» современного Запада: «демократии» и «прав человека». Святитель показал, что государство должно строиться, как огромная семья, и в нем, как в семье (а не социальном «бульоне» атомизированных «общечеловеков») каждый должен выполнять свои функции во благо всему обществу и, в конечном счете, самому себе. Такое толкование, во все времена, показывает мыслящему человеку пагубность смут, с неизбежным реальным кровопролитием, ради реализации абстрактных «прав человека», пропагандируемых так называемыми «либералами».
Создателями проекта там же приводится и изречение св. Исидора Пелусиота: «Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом - пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец». Социальная иерархия возводится им к самому порядку сотворенного Богом мира. Далее св. Исидор проводит другую аналогию: «и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны». Это сравнение понятно каждому. Святой IV-V веков, подвизавшийся в египетской пустыне, в немногих словах разъяснил один из постулатов консервативной идеологии, основывающейся на представлении о развитии общества по естественным законом, как живого организма. Именно так Церковь должна объяснять сложные и неоднозначные мысли – с помощью доступных аналогий. В большинстве случаев, обращаясь к массовой аудитории, нецелесообразно перегружать свое послание малоизвестными слушателям терминами, именами и фактами.
Из последней цитаты св. Исидора Пелусиота можно вывести, что речь идет не только об отдельных людях. Все мы взаимосвязаны и входим в различные социальные группы. И сообщества людей также должны делать то, для чего они предназначены и служить, тем самым общему делу. Так и Церковь, в целом, должна работать вместе с государством. Особенно сегодня, когда армия сражается, а в тылу предпринимаются попытки разжечь недовольство и смуту. Поэтому Церкви нельзя замыкаться в своем мирке, со своими малопонятными окружающим заботами, а взаимодействовать с властью. В том числе и помогая людям приобщиться к богатейшей православной традиции.
Всякому ли нищему подать?
Если обратиться к теме милосердия, то и здесь создателями сайте Оптиной Пустыни, в качестве толкований, подобраны актуальные цитаты. Возьмем, например, смущающие многих слова Христа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Это не просто повеление «быть хорошим». Это нравственный императив, предписывающий ставить свои нужды наравне или даже ниже нужд ближнего. Заповедь, казалось бы, очень проста. Но и она требует святоотеческого комментария. И создатели сайта приводят цитату св. Паисия Святогорца, увещевающего подавать безусловно: «Какой-то бедняк просит тебя о помощи. Даже если у тебя есть сомнения на его счет, все равно, с рассуждением, помоги ему, чтобы тебя потом не искушал помысл. Помнишь, что писал авва Исаак: «Даже если человек сидит верхом на коне и просит у тебя – дай ему». Ты не знаешь истинного положения дел. Твое дело — верить тому, что говорит тебе просящий, и подавать соответственно тому, сколько он у тебя просит». Святой очень удачно находит повод говорить об аскетике. А борьба с плотскими помыслами, с мыслями, удаляющими нас от Господа, всегда важна для каждого: и монаха, и мирянина. Путь у каждого свой, но высочайший нравственный императив, заданный Спасителем в Евангелии, дан для всех. Св. Паисий Святогорец (как и цитируемый им авва Исаак) показывают, что, не только предаваясь посту или иным аскетическим подвигам, но и в повседневной жизни, просто увидев просящего, надо подать. Цель дающего – не только помочь ближнему, взрастить в себе любовь, но и на корню пресечь помысел, подавить жадность и эгоизм, маскирующиеся под рациональность и бережливость.
Когда собаку жалеют больше, чем человека
На сайте Введенского Ставропигиального монастыря приведено и одно очень современное, выраженное на языке, понятном нам сегодня, в наше относительно сытое время, пронизанное идеологией потребления, толкование. Оно относится к известным словам Спасителя: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25: 42). Святитель Иоанн Златоуст, трактуя это место из Священного Писания, говорит так: «Мы часто трогаемся, видя и пса алчущим, преклоняемся, видя и зверей в нужде; а ты, видя своего Владыку, не преклоняешься? Чем можно извинить это?», - говорит в своем толковании этих слов Христа Константинопольский патриарх святитель Иоанн Златоуст. Действительно, трудно убедить обычного человека, не имеющего чрезвычайно развитого воображения или богатого жизненного опыта, картинами, имеющими для него абстрактный характер. Голод в нашей стране последний раз был в 1946-48 гг. Ныне живущие не помнят его. Одежда не представляла проблемы (разве что, наоборот, куда деть накопившуюся ненужную) последние три десятилетия. Да и в позднесоветский период в лохмотьях все же не ходили. О тюрьме тоже большинство имеет лишь теоретическое представление. Многие, к счастью, не познали одиночества и заброшенности во время продолжительной болезни. Голодная бездомная собака в наше время чаще попадается на глаза и чаще, чем нищий и бездомный человек трогает сердца людей. Образ домашнего животного понятен. Св. Иоанн Златоуст, будучи предстоятелем Церкви в богатом столичном торговом городе, более понятен для нас. Святоотеческое наследие разнообразно. В одни времена людям более понятен Патриарх имперской столицы, а в другие – инок пустынной обители, не видевший роскоши, бедный и говоривший для бедных.
Когда и стяжательство во благо
Следует отметить и другой важный аспект в изучении монашествующими святоотеческого наследия. Без него, в том числе в силу греховности человеческой природы, нашего стремления «войти широкими вратами» (Мф.7:13), мы ищем простых путей. Обращение к традиции поддерживает саму жизнь монастырей. Без милосердия к ближним они выродятся внутренне и потеряют авторитет окружающих. Монашествующие перестанут исполнять свою функцию. Примером для монашествующих является игумен Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря св. Иосиф Волоцкий. Для борьбы с обнаружившейся в XV веке ересью он написал статью, названную «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих». В данном труде своем. Иосиф Волоцкий ссылается на Священное Писание, жития, и, что важно, на святых отцов. Святитель, цитируя Библию, приводит мысли и изречения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина и других. В силу этого понятно, почему именно он смог в очередной раз поднять монашескую жизнь до уровня древних подвижников. И почему именно св. Иосиф Волоцкий не просто встал на защиту веры, но и дал достойный полемический ответ еретикам.
Во время голода 1515 года св. Иосиф Волоцкий, известный своим практичным складом ума и хозяйственными способностями, не продолжил копить богатство. Он повелел кормить приходивших в обитель голодающих, чтобы никого не отправить назад голодным. Таковых было 7000 взрослых людей, не считая маленьких детей. Израсходовав на помощь голодающим все запасы, настоятель монастыря приказал занимать деньги на покупку хлеба. Такие расходы были тяжелыми даже для его крепко стоявшей на ногах обители. А ведь святитель был лидером так называемых «стяжателей», части духовенства того времени, отстаивавших право Церкви иметь землю и большие доходы. Но, как и глава его противников- «нестяжателей» св. Нил Сорский, говоривший о том, что монахи должны кормиться трудом рук своих, был причислен к лику святых. Оба подхода были правильны, в зависимости от ситуации.
И св. Иосиф Волоцкий не ограничился лишь займами, не просто отложил решение проблемы дефицита на будущее. Настоятель изыскивал деньги на спасение ближних от голодной смерти, сэкономив на братии, стал ее хуже и дешевле кормить. Святой, опиравшийся на заповеди Господа нашего Иисуса Христа и святоотеческое наследие, не считался с ропотом не избавившихся еще от страстей (в том числе и чревоугодия) монахов. Не шел на поводу подначальных, обвинявших его в безрассудстве: «...нас переморит, а их не прекормит». Он исполнил заповедь Спасителя и совершил важное дело на пользу общества и государства. И государство оценило это. Великий князь Московский и всея Руси Василий III, узнав о помощи голодающим, помог материально обители. Примеру его последовали богатые и знатные люди.
Церковь действует на земле, она поставлена служить людям и, поэтому истинные служители ее не могут равнодушно смотреть как на духовные, так и на материальные беды своей страны и своего народа. Она должна, в сотрудничестве с властью, служить народу, укрепляя и молитвами, и своими делами веру у паствы и неустанно свидетельствуя о Христе Спасителе. Таким образом, Церковь и сегодня, как и во все времена должна подражать Христу и святым, служа людям и словом, и делом. И драгоценное наследие – труды и просто изречения святых отцов давали, дают и будут давать всем нам неоценимую помощь и поддержку. И поэтому так важен огромный труд по сохранению и популяризации святоотеческого наследия, проделанный монахами Оптинской обители.