После армии два года он помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в Павловском Посаде, был послушником, трудился на скотном дворе, служил пономарем, помогал в богослужении.
Как всякий монах, митрополит Челябинский и Миасский Никодим в молодости дал обет целомудрия, который неукоснительно соблюдает и по сей день. Уверен, что женатый человек невольно думает о семье и ему трудно отдавать всего себя служению Господу.
Шлейф атеизма?
– Сегодня вы можете наблюдать последствия советского атеизма?
– Иногда такой шлейф можно увидеть среди чиновников, которые, не понимая исторического пути России, нет-нет да и проявят что-то советское: «Церковь отделена от государства».
Иногда некоторые родители приходит и говорят: хотели, мол, чтобы в их классе преподавали основы православной культуры. Но происходит это в школе, директор которой сформировался еще в советскую эпоху. И он возмущен: «Как?! Закон Божий? Это недопустимо!»
Так и хочется сказать такому директору: «Дорогой мой! Основы православной культуры и Закон Божий и рядом не стояли! Речь же идет о культурологическом предмете! Без этих знаний невозможно, например, понять картину Александра Иванова «Явление Христа народу», особенности архитектуры, понять поступки исторических персонажей, почему воевали с католиками, а в орду на поклон поехали?
Мне приводят контраргументы: в классе есть, дескать, представители других религий… Ну и очень хорошо! Они познакомятся с теми традициями, с той культурой, которая лежит в основании нашего государства! В нашей семье они будут знать те правила, которые очень важны для 80 процентов населения России, то есть для тех, кто назвал себя русскими.
– В Челябинской области исторически сложились несколько центров православной культуры: в Челябинске, Златоусте, Троицке. У вас нет в известном смысле ревности к тому, что Троицк в последние годы все более позиционирует себя как центр исламской духовности? Этому в немалой степени способствуют и «Расулевские чтения».
– Нет! И еще раз нет! Это крайне предвзятое мнение! Посмотрите: 70 процентов местного населения православные. Сам город Троицк, основанный казаками, сформировался как исключительно православный город, о чем напоминает и его название. И сама Троицкая епархия была сформирована еще в 20-х годах прошлого века. А ислам и православие всегда мирно сосуществовали в этом городе, как, впрочем, и на всем Южном Урале.
По здравому смыслу
– Религиозная общественность встревожена тем эффектом, который могут произвести поправки в федеральный закон «О внесении изменений в закон «Об объектах культурного наследия». Этот документ дает право неким контролерам инспектировать исторические и культурные здания, к которым относятся и православные храмы…
– Я могу сразу указать вред, который такие вот органы нам наносят. Вот сельский храм XIX века, деревянный. Нам говорят, что для его реставрации нужно приглашать специалистов, нужно проводить культурную экспертизу, нанимать специальную бригаду. А у прихода просто нет денег на подобные дорогостоящие проекты. И возникает нередко вопрос: сохранить памятник или строго следовать букве закона?
Нам говорят: вот памятник культурного значения. А на основании чего принимали решение? Иногда доходит до абсурда: какой-нибудь сарай, в котором грели воду для мытья полов, объявляют памятником культурного значения. Или говорят: в этом памятнике вы не имеете права ставить пластиковые окна. Но здравый смысл подсказывает: если этого не сделаем, мы этот храм не сохраним. Нам говорят: этот памятник охраняется государством. Но если государство ровным счетом ничего не делает для сохранения, какое оно имеет моральное право диктовать свои условия по сохранению этого памятника?
Чудеса случаются
– Знаю, насколько трепетно относитесь к предстоящему событию – привозу Федоровской иконы Божьей матери. Вы же чуда массового исцеления не ждете?
– Представьте, жду… Знаете, не каждый челябинец может съездить в город Кострому и поклониться чудотворному образу Божьей матери Федоровской. Известно много фактов исцеления, устроения жизни, связанных с этой иконой. Александр Невский благословлялся на брак этой иконой. В XVII веке она спасала Отчизну от захватчиков. Жены всех российских императоров, начиная с эпохи Павла, носили отчество Федоровна, брав его именно от этой иконы, которую еще называли «царской».
Сегодня эту святыню, одну из древнейших икон Русской земли, мы привозим на Южный Урал: невероятнейшее событие! Это уже само по себе чудо!
– А на южноуральской земле чудеса совершаются?
– На днях был отреставрирован храм Вознесения Господня в селе Синеглазово. Когда в 1938 году храм закрывали, энкавэдэшники вынесли иконы и сказали прихожанам: «Кто хочет – берите!» И люди подходили и брали. И этих-то людей арестовали и отправили в ссылку. Поэтому многие иконы оказались в Красноярской тюрьме, куда посадили наших земляков. Но люди помнили, откуда эти иконы, и когда почти через 80 лет храм открылся, все иконы – через тысячи километров! – возвратились назад. Это и есть чудо!
– Есть ли на Южном Урале достойные кандидатуры, кто мог бы претендовать на статус местночтимых подвижников?
– Да, есть такие! Сейчас мы готовим документы для канонизации Дунюшки. Жила в Троицкой епархии в XX веке такая раба Божья. Есть множество свидетельств того, как с помощью ее молитв совершались чудеса, люди получали помощь. Архиерейский совет Челябинской митрополии подал прошение на то, чтобы был рассмотрен вопрос о ее прославлении в лике святых.
В истории Челябинской епархии это первый случай, и Дунюшка станет местночтимым святым всего Южного Урала, а это четыре епархии, в том числе и Троицкая.
Монах и бес
– В конце фильма «Монах и бес», несмотря на его гротескность, поднимается один из основных вопросов веры – прощения. Как распознать границы прощения? Толстой говорил: «Понять – значит простить». Способны ли вы простить человеку то, что должно простить?
– Понять-то нужно прежде всего самого себя. Когда ты поймешь, что в глазах господних ты такой же грешник, как и тот, кого ты осуждаешь, когда ты дашь сам себе оценку своему предательству, которое ты можешь совершать каждодневно, – в отношении Бога, церкви, людей, какое же у тебя будет моральное право судить другого человека? И, может быть, ты поймешь, что сам-то ты гораздо больший грешник, чем он. Когда ты поймешь смысл слов «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» и если ты хочешь, чтобы Господь тебя, грешника, простил, прости сам. А границы прощения нет.
– Шукшин повторял: «Нам бы про душу не забыть…» А что помогает вам в минуты слабости? Молитва? В чем вы укрепляетесь?
– Конечно же, в молитве. Если вчитаться в ее слова, то человек может обрести невероятное подспорье в укреплении веры. Канон Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю раскрывают правду в тебе самом. Казалось бы, каждый день ты читаешь этот канон, но каждый день он звучит для тебя по-разному, сияет новыми гранями души человека!
– С кем чаще разговариваете по телефону?
– С мамой! Живет она в маленьком домике в Подмосковье. Бывает, что она у меня совета спрашивает, а бывает, что и я у нее…Я всю жизнь мечтал, чтобы жить покойно в тихом доме рядом с мамой. Но так случилось, что с 1985 года путешествую. Но всегда помню о доме. Как и у всякого человека, у меня бывают расстройства в жизни. Помолюсь, позвоню маме, поговорю с ней и успокоюсь.
– У вас есть круг друзей из света? Как вы их находите?
– Знаете, говорят вот иногда: «струны души». А у струн есть тон, которым они звучат. И с ним входят в резонанс другие струны. И ты вдруг слышишь, как рядом раздается похожий звук…
Наверное, по такому духовному резонансу я и находил людей, близких мне, хотя иные и не столь воцерковленные, как бы мне хотелось. И мне с ними приятно не только говорить, но даже просто сидеть. Я могу назвать несколько человек, которые живут здесь, в Челябинске, с которыми я всегда рад встретиться. А ведь я их знаю всего три года, а ощущение – будто всю жизнь…
Беседовал Марат Гайнуллин
Фотография: Вячеслав Шишкоедов
Южноуральская панорама. 2017. 3 августа. С. 5.