Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Пророку Моисею Господь даровал заповеди. Через исполнение этих заповедей, этого Закона Божия род иудейский стал родом избранных. Этот Закон возвышал его нравственно и морально, раскрывая суть поклонения Богу и правильного отношения человека к миру.
Но проходят века, и род иудейский забывает о смысле, духе этих заповедей. Множество толкований, множество обычаев, множество законов придумывает он. Появляются даже такие люди как фарисеи, которые называют себя ревнителями Закона. Но на первое место эти учителя ставят исполнение именно того, что придумано людьми, возвышая заблуждения народные над заповедью Божией.
Фарисеи, которые должны были заботиться о том, чтобы род иудейский духовно процветал и укреплялся, исполняя заповеди Божии, стали убийцами духа народа. Стремясь, как всегда, превознести себя над всеми, подходят они ко Христу и, искушая его, вопрошают. Вопрошают о том, что нужно делать для того, чтобы спастись, чтобы угодить Богу.
И Господь отвечает. Он указывает на то, что составляет смысл, дух тех заповедей, которые были даны роду иудейскому через пророка Моисея: «“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37-40).
Истина этих заповедей заключается в любви. И апостол Иоанн Богослов, раскрывая для нас эту истину, говорит, что Бог есть Любовь. Многие говорят: мы люди верующие. Ходим в храм, делаем все, что нам заповедано. Но действительно ли в нас есть любовь к Богу и как полюбить Его? А вы представьте себе, сколько Господь дает вам благодеяний. И попробуйте благодарить Господа за то, что Он даровал нам.
Он даровал нам возможность прийти в этот мир, родиться. Даровал возможность расти и укрепляться. Даровал возможность познавать этот мир. Даровал возможность обладать силою и телесной красотою. Даровал возможность растить своих детей и устраивать свои семьи. Даровал возможность видеть своих внуков, в мире встречать свою старость. Даровал нам – через распятие Сына Своего – возможность обладать Царствием Божиим и там быть рядом с Ним.
Вдумайтесь, сколько Господь даровал нам. В нашем сердце должна быть любовь ко Господу, и началом этой любви должна быть благодарность. Благодарность Богу за все, чем он нас одарил.
А как быть с человеком? Любим ли мы человека? Не только родителей, супругов, детей, но всех окружающих? Редко это встречается. А ведь любовь к человеку тоже начинается с чувства благодарения. Вспомните, сколько людей заботилось о том, чтобы мы родились в благополучных условиях. Сколько людей трудилось, чтобы мы росли здоровыми, сытыми? Сколько людей заботилось о том, чтобы дать нам необходимые знания, чтобы нас устроить, чтобы у нас было дома тепло, чтобы нам жилось хорошо?
А сколько грехов мы совершили в жизни своей? Сколько ошибок? Но люди прощают нас. Научитесь быть благодарными за то, что рядом с нами есть те, кто может нас поддержать. Благодаря этим людям мы можем жить достойно. И когда вы поймете, сколько людей трудятся на благо каждого из нас, почувствуйте к ним не только благодарность, но и любовь.
Любовь – то, что должно объединять нас. Но в современном мире это слово уже низвергнуто. И когда говорят о любви, чаще всего понимают удовлетворение своих блудных страстей, когда в безумии своем человек совершает страшный, смертный грех блуда, не осознавая, что гибнет для Царствия Божия и губит душу свою. Об этом надо говорить. Об этом надо помнить. Помнить о величии чувства любви и о святости брачных уз.
Ведь сколько детей брошено из-за того, что некогда в безумии своем кто-то поддался страсти блуда! Сколько разрушенных семейных пар! Сколько обиженных людей! Сколько людей, сознательно губящих свою жизнь из-за того, что они не могут побороть блудную страсть. Ужаснитесь этому! И объясните близким своим, как велика любовь, настолько свято это чувство.
Но кто-то скажет: а как нам увидеть пример любви? И вот сегодня, в этот день, мы поминаем святых Петра и Февронию, князей Муромских. Которые ради любви готовы были оставить славу, достоинство, богатство – готовы были уйти с княжения, лишь бы сохранить свой брак. Всю жизнь они провели в любви друг к другу, любви к окружающим людям и любви к Богу.
Свидетельством этой любви было последнее деяние, когда они ушли в монастырь молиться Богу за спасение своего любимого человека. Вот вам пример, как можно любить Бога, как можно любить ближнего, как можно любить людей. Задумайтесь об этом, браться и сестры. Вспомните истину Нового Завета: «Бог любовь есть» (1 Ин. 4:8). И, храня в сердце своем любовь ко Господу, дарите эту любовь ближним своим, и тогда обрящете Царствие Божие. Аминь.
Проповедь митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима, произнесенная 13 сентября 2015 года после Божественной литургии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе