Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В чем смысл сегодняшнего евангельского чтения (Мф. 6: 22-33)? О чем говорит Господь, что хочет Он донести до своих учеников и апостолов? А ведь смысл прост. Этот отрывок Нагорной проповеди посвящен духовной жизни человека.
Что важно для правильного развития личности, а что препятствует ее духовному возрастанию? Посмотрите на обычного человека и загляните в его душу. Что там господствует? Злоба, ненависть, зависть, раздражительность, стремление к услаждению своей плоти. В окружающем мире этот человек видит только грязь. Для услаждения собственной похоти готов на все.
Он заботится только о себе, о своем устроении в этом мире. Семья для него – место, где удобно жить. Родителей такой человек воспринимает как источник помощи для дня сегодняшнего. Если у них возникнут проблемы, он никогда их не поддержит. Друзья нужны ему, чтобы было с кем легко проводить время и развлекаться. На остальных же он смотрит как на людей, мешающих получать наслаждения.
Есть ли у такого человека духовная жизнь? Нет. Душа его окаменела. Сам этот человек видит свой смысл жизни только в этом мире. Он не помышляет, что внезапно придет день Господень, и его жизнь оборвется. Как он будет уходить из нее, когда душой привязался ко всему земному! Какая боль будет тогда для него! Какие страдания и переживания! Эту боль и зависть он унесет с собой в иной мир: привязанность к вещам, стремление к наслаждению и услаждению своей плоти. Злоба, жадность, зависть – все это останется. Чувства человеческие будут с человеком всегда, но после расставания с телом он потеряет возможность услаждать их. Его душа станет вопить и страдать, ибо увидит правду о себе. Человек поймет, что погубил себя, но не cможет войти в пределы любви Божией. Страшен конец такого человека в этом мире, страшна и его последующая участь в мире духовном.
И когда Господь раскрывает основы духовной жизни пред своими апостолами, Он призывает нас, подобно птицам небесным, не заботиться, во что одеться или как устроить свою жизнь (Мф. 6: 25-26). Господь всё управит! Да, и одежда нужна, и работа, и домашних хлопот не избежать, но только до той поры, пока забота о мирских делах не превышает заботу о своей душе. Вот граница, которая проходит через жизнь человека. Духовная жизнь – прежде всего, все остальное второстепенно.
Взгляните на пример святых отцов. Человек удаляется в пустыню, предается усердному молитвенному подвигу, воздержанию, постничеству, но Господь дарует ему все необходимое. Если мы придем на кладбище какой-либо обители и походим среди могил, читая даты на надгробных плитах, то невольно удивимся долголетию угодников Божиих. Многие врачи утверждают, будто человеку необходимо потреблять животный белок, чтобы жить долго и не болеть. Но правда Божия свидетельствует совсем о другом, и примеров тому великое множество. Среди этих свидетельств и память дня сегодняшнего – преподобного отца нашего Амвросия Оптинского. В духовном подвиге сей человек полностью отдал себя на служение Церкви. Любовь Божия и любовь человеческая вернулись к нему как награда за усердные духовные подвиги.
Конечно, трудно устраивать свою духовную жизнь в этом мире, исполненном всяких скорбей и соблазнов. Но надо стремиться исполнять то, к чему призывает нас Господь. Да, не сразу это получается. Да, у каждого множество суетных привязанностей и грехов, но постепенно их нужно преодолевать. Если же кто падет, пусть усердно кается, прося помощи Божией. И Господь откликнется на стремление человека прежде всего прочего устроить духовную жизнь – милосердно восставит и поддержит немощного. Помогай вам Господь! Аминь.
Проповедь митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима,
произнесенная 10 июля 2016 года после воскресной литургии
в Свято-Симеоновском кафедральном соборе