Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Как мы с вами, братья и сестры, постигаем окружающий мир? Есть множество чувств: осязание, обоняние. Но самой главной, наверное, является способность видеть. Ибо благодаря зрению мы узнаём, как выглядят окружающие люди, как они одеты, как прекрасен мир, как свежа зеленая трава, как налиты соком яблоки. Глазами мы видим лицо матери, зрением мы постигаем высоту творения и через его красоту обретаем знание о Боге.
Человек, внезапно потерявший зрение, подчас готов расстаться с самой своей жизнью, ибо не мыслит ее без глаз. Но у такого человека есть еще хотя бы память о том, как выглядят его родные и окружающие его вещи. Когда ему говорят о том, что этот стол покрашен черной краской, а платок красный, он способен это представить.
Но как быть человеку, который слеп от рождения? Весь мир для него – на расстоянии вытянутой руки. Он может постичь лишь то, что способен ощупать. Не объяснить ему, что такое голубое небо, серая дорога, прекрасный восход солнца.
Но и эти люди прославляют Господа. Именно таким слепцом без глаз был один раб Божий. Но через немощь свою он имел в сердце крепкую веру. И однажды мимо него проходил Спаситель с апостолами. Ученики спросили Учителя: «Кто виноват в том, что сей родился слепым?» Они спрашивают о причине, а Господь указывает им на цель: этот человек родился слепым, чтобы через него прославилась любовь Божия. Спаситель, зная веру его, помазывает его глаза брением, и человек становится зрячим.
Был он духовно зряч, а физически слеп. Фарисеи же, напротив, имели зоркие очи, но духовно были слепцами. Не видят они и даже не желают видеть тех дел, которые творит Господь наш Иисус Христос. Не принимают веру в Спасителя, ибо не такого Мессию они ждут. Потому и нападают на исцеленного слепца, во всем его обвиняют, требуют свидетельства от родителей, соседей, которые сами удивлены великим чудом Божиим.
Так и сегодня много людей зрячих телесно, но слепых духовно. Лучше бы наоборот: при слепоте телесной видеть Царство Божие, что намного важнее. Но еще страшнее, когда человек сознательно отказывается воспринимать Царство Божие, не хочет видеть чудес Господа и думать о Его благом промышлении, ибо готов думать лишь о благополучном своем устроении в этом земном мире. И, быть может, прозревая в последние мгновения жизни, он в ужасе кричит, видя правду, которую он доселе отвергал.
Что важнее для нас: очи телесные или очи духовные? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос. Но те, кто молился сегодня в храме, приступал к Таинству Причащения, прикладывался к святым иконам, разве не имеют они очей духовных отверстыми? И с отверстыми очами телесными грядут они в храм, дабы прославить Воскресшего Спасителя.
Особые слова приветствия обращаю я к старейшему священнику, протоиерею Сергию Гулько, ибо его внук сегодня принял диаконскую хиротонию. Вот так и должно обустраивать жизнь свою, чтобы не только самому идти ко Христу, но и с собою приводить близких людей. И тогда Воскресший Спаситель покроет наши немощи Своей любовью и всех нас благословит.
Христос воскресе!
Проповедь митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима,
произнесенная после Божественной литургии
в Свято-Симеоновском кафедральном соборе
5 июня 2016 года, в Неделю о слепом.