Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Чем важно для нас, братья и сестры, то Евангельское чтение, которое мы слышали сегодня во время Божественной литургии? Тем, что оно являет нам пример веры. Той веры, которая должна быть у нас и которую, к сожалению, редко мы проявляем.
В Капернауме к Господу Иисусу Христу пришёл с просьбою сотник, начальник над сотней римских воинов. Пришёл просить о том, чтобы Спаситель исцелил одного из его слуг. Евангелие, казалось бы, скупо говорит о том, что происходит. Но если мы внимательно вчитаемся в слова Божественного Слова, перед нами раскроется дивная картина.
Кто такой сотник? Представитель римской власти. Великой Римской Империи, которая завоевала различные страны и континенты, которая раскинулась от Востока до Запада. Она поработила иудеев, и сотник как раз был из тех людей, кто управлял народом порабощённым.
К кому же он приходит? Как воспринимали тогда Господа нашего Иисуса Христа? Его считали одним из бедных странствующих пророков. И вот он управитель, захватчик приходит и поклоняется этому Пророку, который почти никому не был известен, и просит у Него исцеления. Просит даже не для себя, а для одного из слуг своих. С какой уверенностью он об этом говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинениивоинов, говорю одному: “пойди”, и идёт; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает» (Мф., VIII, 8-9).
Какая вера! Какая убеждённость в том, что Христос может сделать то, о чём он его просит. Сотник исповедует Христа не просто пророком. Сравнивая с собой, он указывает на то, что Господь Иисус Христос может управлять силами этой Вселенной. Сотник исповедовал Господа Вседержителем ещё до того, как сами апостолы поняли, кто им явился. До Воскресения Христова он являет нам удивительный пример веры. И Господь «сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф., VIII, 10).
Но как же так? Сотник – римлянин, исповедует многобожие. И вдруг видит Истинного Бога, и идет к Нему, и верит в Него. Откуда такая вера у этого человека? На основе чего она появилась? Как возросла? Вопрос важный для всех нас. Даже по заботе, проявленной сотником об одном из своих слуг, видно, каким человеком он был. Как римский господин обычно относился к своему слуге? Как к одному из предметов обстановки. Здесь же мы видим хозяина, заботящегося о своих слугах, любящего их. Значит, он любит и свою семью, и достойный пример являет своим домашним. Значит, перед нами человек, живущий на основах добра, неравнодушный к нравственным вопросам. Такой человек сердцем своим чувствует, где находится источник благодати, и где есть действительно нравственность, и где нет зла. Вот почему он стремится ко Христу. Вот почему с такой силой исповедует он свою уверенность в том, что Господь одним словом, одним повелением Своим может изменить законы бытия этого мира.
Мы часто называем себя верующими людьми, поём в храме Символ веры. Но заучив слова Символа веры, часто ли мы понимаем то, что исповедуем? И можем ли мы доступно объяснить другим людям, что для нас есть Бог, что есть Троица, что есть благодать Божия, к чему стремились святые угодники? Часто ли мы своим примером, словом и делом, показываем, что мы верим в Господа? Часто ли мы можем молиться не только с верою, но с самой твёрдой уверенностью в то, что Господь исполнит просимое нами?
Ведь как бывает? Свершилась какая-либо неприятность в жизни, и вот человек начинает вычитывать слова молитвы с уверенностью, что только за это Господь поможет ему. Да, Бог милостив! И порой даже недостаточная наша молитва становится причиной излияния на нас преизобильной благодати Божией, преизобильных даров. Но если бы мы молились с уверенностью, что Господь действительно может это совершить, если бы мы исповедовали веру свою перед всеми и ярко пылали верою своей, сколько людей потянулось бы за нами ко Христу! Сколько людей было бы спасено! Сколько людей, увидев добрый пример нравственности и морали, изменили бы свой образ жизни!
Вот что пред нами являет вера римского сотника. И глядя на его пример, вчитываясь в слова Священного Писания, будем видеть для себя образец и нашего исповедания веры и служения Матери-Церкви. И в этом нашем служении да обретём великие дары благодати Божией. Аминь.
Проповедь митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима,
произнесённая 6 июля 2014 года после Божественной литургии
в храме святителя Василия Великого
города Челябинска