Дорогие друзья! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы поговорить о трезвости. Впрочем, люди православные произносят это слово немного иначе – «трезвение».
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), – так говорит Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди. Но возможно ли стяжать сердечную чистоту, не обладая добродетелью трезвения? Трезвый человек в почете у окружающих, он может смотреть на мир чистыми глазами, творить добрые дела, ибо чистота сердечная спасает человека в вечности и открывает ему путь в Царствие Божие.
А что дает человеку вино? Первые мгновения удовольствия сменяются совершенно иным чувством – чувством, влекущим немощного человека к совершению греха. Недаром апостол Павел в послании к Ефесянам говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом...» (Еф. 5, 18).
Насколько жестоким бывает одурманенное падение человека, мы видим практически каждый день в криминальных хрониках, новостях... Ссоры, драки, поножовщина вспыхивают от малейшей искры гнева. Близкие люди, прожившие вместе целую жизнь, пытаются убить друг друга из-за сущих пустяков. При этом мы не говорим о блудных грехах, так как алкоголь высвобождает самые низменные инстинкты человека, уподобляет его животному – «скоту несмысленному» (Пс. 48, 13).
Народная поговорка гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но есть вещи, которые христианину даже в уме держать не годится. Господь Иисус Христос учит, что даже тот, кто гневается на брата, должен ответить за это перед судом (Мф. 5, 22-24). Путь христианина – это путь непрерывной, кропотливой, трудной работы над собственной душой, цель которой – обуздать самое непокорное в нас – наши помыслы и стремления. А этого невозможно достичь без трезвения.
Многим из нас известны случаи, когда спивающийся человек буквально «заживо хоронил себя» и для земной жизни, и, что страшнее всего, для жизни вечной. Как же радостно бывает видеть, как под воздействием трезвения человек возвращается – происходит воскрешение падшей души для Бога и для ближних. Человек вновь обретает семью, которая любит и поддерживает его, работу, которой он готов отдавать часы и дни напролет. Хотя и частично, но все-таки возвращается к нему здоровье. И как ему хочется рассказать своим бывшим товарищам, еще находящимся в плену вредного зелья, о своих достижениях и радостях.
На этом пути вступающего в новую жизнь – как, впрочем, и всякого христианина – может подстерегать еще одно опасное искушение – гордость. Апостол Павел говорит, что дикой маслине, которая привилась на место отпавших ветвей, не следует гордиться перед ветвями (Рим. 11, 17). Потому, с одной стороны, человек призван всегда свидетельствовать о новой жизни своим ближним. С другой же стороны, он должен показывать ее не словами, но делами, переменой своей души, своего характера. Помните, что слова без дел пусты, а «вера без дел мертва есть».
Как же добиться этого простому, слабому человеку? Уже сам факт того, что он отказался от алкоголя или от какой-то иной страсти, без преувеличения можно назвать подвигом. Да, это трудно. Но Господь говорит, что «человекам это невозможно, Богу все возможно» (Мк. 10, 27).
Поэтому святые отцы, говоря о трезвении, упоминают рядом и другую добродетель – молитву. Вместе трезвение и молитва воспитывают смирение, от которой приходит осознание благодарности Господу. Таков путь в Царствие Божие.
Творец мира и Спаситель наш да поможет всем нам на пути трезвения обрести чистоту сердца. Будем же твёрдо шагать по этому пути, и да пребывает со всеми нами благословение Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Выступление митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима
на конференции «Утверждение трезвости – забота Церкви»
9 сентября 2015 года