Дорогие друзья!
Рад вас всех приветствовать в этом высоком собрании и поздравить вас с наступлением нового учебного года. Особо для меня это важно потому, что во дни оны я сам имел честь быть преподавателем. И можно сказать, что сегодня приветствую вас как своих коллег.
Школа приучает кропотливо, систематически трудиться. Учитель оценивает не столько природные дарования, сколько трудолюбие ученика. Но с теми же критериями подходит к верующим и Церковь: в Евангелии сказано, что Царство Небесное доступно лишь тому, кто усиленно трудится над собой (Мф., 11: 12).
Школа учит человека нравственной чуткости, формирует способность жить и действовать не только «для себя», но и «для других» – одним словом, делает человека в полной мере человеком. Это составляет и главную задачу Церкви, которая веками созидала человеческую личность – формировала человека как сознательного гражданина и патриота, ответственного семьянина.
В течение столетий русская школа не мыслила себя в отрыве от Церкви, ее духовных традиций. Потрясения XX века, к великому сожалению, прервали это сотрудничество, хотя на уровне нравственных представлений преемственность четко сохранялась.
Конечно, в советской школе невозможно было говорить о Евангелии, а дети из религиозных семей были порой предметом особого внимания учителей. И всё же наряду с ложными и вредными атеистическими стереотипами, которые навязывались подрастающему поколению, советская школа во многом сохранила здравые нравственные понятия – культивировала дух товарищества и взаимовыручку, целомудренные отношения между полами, уважение к труду, почтительное отношение к старшим, готовность вопреки всему отстаивать правду и справедливость.
Последние три десятилетия оказались непростыми как для школы, так и для всего нашего государства. В общественном сознании всё глубже укореняются нормы, характерные для западного образа жизни. Все более распространенным становится культ жизненного успеха, понимаемого очень приземлённо – как достижение достаточно высокого социального статуса и получение широкого доступа к различным материальным благам.
Духовные, культурные, интеллектуальные ценности сами по себе перестают интересовать людей. Научные знания, получаемые в системе образования, как и религиозные знания и навыки, которые дает Церковь, начинают восприниматься в чисто прагматическом ключе – лишь как возможный «рычаг» для достижения земного влияния и могущества.
Исторический опыт свидетельствует о том, что противостоять вызовам времени Церковь и школа могут только вместе. Все юридические возможности для этого уже имеются. Особо подчеркну: никто в Церкви не считает, что школы и университеты должны превращать неверующих (или приверженцев других религий) в православных христиан. Это недопустимо: очевидно, что у системы образования другие задачи. Но разве принцип объективности мешает говорить о христианских корнях отечественной культуры и государственности? Анализировать евангельские образы в творчестве писателей и поэтов? Воспитывать молодежь в духе патриотизма и любви к Отечеству?
Несколько лет назад государство ввело в 4 классе преподавание предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Он существует в виде шести модулей, один из которых могут выбрать родители ребенка. Считаю это важнейшим элементом нашего взаимодействия, особенно преподавание модуля «Основы православной культуры». Знакомство с ним не только расширяет кругозор, но и дает ключ к пониманию многих сюжетов отечественной литературы и истории, произведений живописи, музыки и многого другого. Недопустимы ситуации, когда всем учащимся преподают модуль «основы светской этики», обосновывая это тем, что «у нас светское образование» или «мы купили только учебники по этому направлению». Родителям, которые хотят, чтобы ребенок изучал именно модуль «основы православной культуры», должна предоставляться такая возможность.
В формулировке темы нашего собрания употреблен термин «качество образования». Стремление давать знания, полностью соответствующие требованиям государственного стандарта, можно только приветствовать. Но принесет ли пользу обществу хорошо образованный, но самоуверенный, черствый человек? Можно ли считать его «качественно образованным»? Убежден, что нельзя.
С тем, что школа не вправе отказываться от воспитательных функций, сегодня согласны, пожалуй, все. Однако нравоучения, которые школьник слышит в классе, окажутся эффективными, только если будут хоть отчасти гармонировать с той социальной реальностью, с которой он сталкивается за пределами школы. В этом смысле обучение и воспитание подрастающего поколения – это общее дело школы, семьи, государства, Церкви, всех здоровых сил общества.
Здесь, на Южном Урале, у Церкви уже есть опыт сотрудничества с системой образования. Мы открыты для дальнейшего взаимодействия, реализации новых совместных проектов. Надеюсь, вместе у нас получится воспитать как можно больше людей, рядом с которыми не страшно состариться – не «амбициозных» и «креативных», но порядочных, умных, искренних, добрых.
Всех вас, дорогие мои друзья, еще раз поздравляю с наступлением нового учебного года. И желаю вам, чтобы окружающие люди, общество, по достоинству оценивало те тяжкие труды, которые вы несете при воспитании подрастающего поколения.
Выступление на августовском совещании работников образования Челябинской области «Эффективное управление качеством образования» 21 августа 2015 года