Дорогие отцы, братья и сестры!
Ныне мы поминаем святого праведного Иосифа Обручника, святого пророка Божия царя Давида и апостола Иакова, брата Господня. Церковью эти люди поминаются потому, что всем нам они являют образ следования за Богом.
Пророк Давид, царь Иудейский, являет образ человека, который может пасть. Но покаяние его стало настолько сильным силой, что теперь нами он прославляется как великий пророк Божий, ревнитель закона и благоустроения жизни народа израильского.
Особым образом мы почитаем святого праведного Иосифа Обручника. Матерь Божия с самого детского возраста воспитывалась и росла при Иерусалимском храме. Там она достигла определенного возраста, когда настала пора выходить замуж. Поскольку Она дала обет девства, встал вопрос, кто дальше будет заботиться о Ней. Поэтому Её вручили Иосифу Обручнику, Её родственнику, который, как и Она, был дальним потомком царя Давида.
Иосифу было тогда уже много лет. Он уже был до этого в браке, жена его умерла. У него были взрослые дети. И вот именно Иосифу Обручнику как величайшую драгоценность для сохранения и вручают Матерь Божию. Каково же было удивление этого старца, когда он узнал, что Дева Мария «на сносях». Он не знал как поступить и хотел тайно отпустить Её, потому что переживал за Нее (Мф, I, 19). Но вот Ангел Господень является и открывает ему, что ребенок, который должен родиться у Девы Марии – от Духа Святого. Это тот Спаситель, которого ожидают люди, приход которого предсказывал пророк: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (см. Мф, I, 20-23).
И посмотрите: праведный Иосиф Обручник полностью меняет свою жизнь. Он всего себя посвящает служению Богу. Его не волнуют взрослые дети, собственный достаток. Его не волнует его старость. Он всё оставляет и служит Христу: вместе с Ним идет в Египет, спасая Богомладенца.
Так же служит Христу и апостол Иаков. Он был сыном праведного Иосифа и потому называется братом Господним. Именно он, апостол Иаков, принимает мученическую смерть: озлобленные иудеи сбрасывают его с крыши храма за проповедь Воскресшего Христа и побивают камнями. Вот, братья и сестры, пример того, как человек, увидев чудо, узрев Спасителя, полностью меняет свою жизнь, отказывается от всего ради служения Господу.
Такой выбор дается каждому из нас. Порой мы вынуждены делать его каждодневно. Это выбор пути. Мы можем своим добрым делом, своим благим поступком последовать за Христом. Но мы можем утолением своих страстей, жадности, злобы, служением этому миру отвернуться от Господа. Вся жизнь наша – такой выбор. Никогда нельзя сказать, что мы сделали окончательный выбор, потому что искушения будут всегда. Лишь там, в Царстве Небесном, у престола Божия свершится действительная наша оценка: с кем мы – с Господом или нет? в раю или нет? с Матерь-Церковью или нет?
Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас и с этим воскресным днем, и, прежде всего, с прошедшим праздником Рождества Христова, престольным праздником этого дивного храма. Одним из лучших свидетельств вашей веры являются ваши усердные труды по благоукрашению этого дома Божия. А ведь этот храм действительно является украшением и этого города, и всей нашей области. Остается только дивиться, как промыслом Божиим, благодатью Божией этот храм в годину лихолетья сохранился и не был разрушен подобно другим храмам.
Всех вас, дорогие мои, поздравляю с этими праздниками и желаю крепости душевных и телесных сил в неукоснительном следовании заповедям Божиим. Аминь.
Проповедь митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима,
произнесенная 11 января 2015 года после Божественной литургии в храме Рождества Христова
города Кыштыма.