Обновленное содержание УМК «Основы православной культуры» под научной редакцией О. Ю. Васильевой
Структура и содержание модуля «Основы православной культуры»
Основное содержание учебного предмета определено в Примерной основной образовательной программе начального общего образования:
Нормативно - правовая база преподавания модуля «Основы православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
Документы Федерального законодательства
1. Конституция Российской Федерации (статьи 14, 17, 19, 28, 29, 44)
2. Конвенция о правах ребёнка (статьи 12, 13, 14)
3. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (преамбула, статьи 3, 4, 5)
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 2, 48, 87)
5. Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации» статьи 1, 2, 3
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно нравственных
ценностей».
Нормативно - правовые документы федерального уровня как инструменты управления качеством образования
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарт начального общего образования» ; Зарегистрирован в
Минюсте РФ 5 июля 2021г. № 64100.
2. Приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286»; Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 августа 2022г. № 69676.
3. Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении методических рекомендаций» от 15.02.2022 № АЗ 113 03.
4. Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении информации» от 22.05.2023 № 03 870.
Приказ
Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286»; Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 августа 2022 г. № 69676.
В обновлённых ФГОС закреплены приоритеты системы образования РФ:
- единство образовательного пространства РФ,
- единство учебной и воспитательной деятельности,
- развитие личностных качеств для адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды,
- безопасное использование цифровых технологий.
В новом ФГОС НОО в целом сохранились нормативные условия реализации ОРКСЭ, преподавания модуля ОПК, установленные в предыдущей редакции стандарта.
Основные материалы по ОРКСЭ (модуль ОПК) содержатся в разделах 32.1 и 43.6 ФГОС НОО
✓ В новом ФГОС НОО «Основы религиозных культур и светской этики» названы как предметной областью, так и учебным предметом (см в правой колонке таблицы), как и в предыдущем варианте ФГОС
НОО Добавление (п 32 1 Учебный план В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули).
✓Изменено название учебного модуля : вместо названия «Основы мировых религиозных культур» стало « Основы религиозных культур народов России ».
✓Наименования ОРКСЭ « учебный курс » и « комплексный учебный курс » в новом ФГОС НОО не используются.
✓Принцип преподавания религиозных культур и светской этики в школе по выбору родителей, семьи школьника.
✓В обновлённый ФГОС НОО включены формулировки требований к предметным результатам образования отдельно по каждому из «учебных модулей» по выбору В предыдущем ФГОС НОО требования
были сформулированы только в целом к предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
43.6 По выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы
религиозных культур и светской этики» изучаются учебные модули «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры»,
«Основы религиозных культур народов России» или «Основы светской этики».
Предметные результаты по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
должны обеспечивать:
43.6. 1 По учебному модулю «Основы православной культуры»:
1 понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
2 формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
3 осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;
4 формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
5 знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
6 формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
7 построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно нравственного развития личности;
8 понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
9 овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
10 понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
11 формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
12 умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;
13 открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.
ФОП начального общего образования
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 05 2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12 07 2023 № 74229)
1. Утверждена федеральная образовательная программа начального общего образования.
2. Отменен приказ №992 от 16 ноября 2022 года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (признан утратившим Опубликован приказ был 13 июля с пометкой, что вступает в силу данный приказ с 24 июля 2023 года.
В чём особенность приказа?
Он многостраничный 3 909 страниц!
Включает в себя более 150 федеральных программ на уровне начального общего образования!
На С.3533 приказа под номером 164 . Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Программа по ОРКСЭ утверждена на федеральном уровне со статусом «федеральная рабочая программа».
Научно-методическое обеспечение и сопровождение модуля «Основы православной культуры»
1. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию…».
2. УМК « Основы православной культуры » под научной редакцией О. Ю. Васильевой. (Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях/О. Ю.
Васильева, А. С. Кульберг , В. Корытко [и др.]; поднауч . ред. Ю. Васильевой. Москва: Просвещение, 2021).
3. Рабочая программа начального общего образования. Основы религиозных культур и светской этики (для 4 класса образовательных организаций); одобрена решением федерального учебно-
методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.