Священномученик Петр Васильевич Беляев родился в 1875 году. Сведений об его детстве и юности не сохранилось, известно лишь, что он проходил обучение во Владимирской духовной семинарии, по окончании которой в 1897 году был рукоположен в сан иерея. В следующем году отец Петр был направлен на служение в женское общежитие при Каслинском заводе Екатеринбургской епархии, позднее преобразованное в Казанско-Богородицкий женский монастырь.
Эту женскую общину основала еще в 1860-х годах крестьянская девица Матрона Узких. Официальное ее учреждение относится к 1871 году. Насельницы стремились преобразовать ее в монастырь. Для «насаждения настоящей иноческой жизни» каслинское общежитие перешло с 1878 года в зависимость от Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря и стало называться отделением (хутором) этой обители. В 1882 у каслинских сестер появилась своя церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери.
Став духовником женской общины, отец Петр стал наставлять сестер в вере, помогать начальнице каслинского общежития в ее трудах. В 1901 была учреждена самостоятельная женская община. Для сестер это было событие огромной важности. По случаю открытия общины были совершены торжественные богослужения. За всенощным бдением отец Петр произнес слово о нравственных обязанностях сестер и об их ответственности перед Богом и людьми, а после Литургии прочитал с амвона указ Святейшего Синода об открытии общины. Завершилось торжество благодарственным молебном и крестным ходом вокруг обители с пением канона женам-мироносицам.
В 1904 году женская община в Каслях наконец получила статус монастыря.
17 августа 1905 года отец Петр был переведен из каслинской Богородице-Казанской церкви женского монастыря в приходскую Успенскую церковь в Каслинском заводе. Вскоре после этого его назначили заведующим Каслинским башкирским приютом, где обучались и воспитывались в духе Православия дети инородцев.
Одновременно отец Петр преподавал в каслинской церковноприходской школе. В декабре 1905 года в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» был опубликован отчет епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Екатеринбургской епархии в 1904-1905 учебном году. В этом отчете каслинская школа названа в числе лучших: «За отчетный учебный год наилучшими в учебно-воспитательном отношении были следующие церковно-приходские школы: в Екатеринбургском уезде – Смолинская, Шайтанская, Мостовская, Каслинская женская…». Священник Петр Беляев из каслинской второклассной школы был назван среди тех, кто «особенно ревностно относился к церковно-школьному делу и заявил себя аккуратным и плодотворным исполнением обязанностей». Проверяющие отметили, что школа находится в «надежных руках, так как заведующий [отец Петр] делает все возможное, чтобы поставить вверенную школу как можно лучше».
В 1907 году отец Петр – заведующий и законоучитель каслинской второклассной школы – был награжден скуфьей за успехи по церковно-школьному делу.
Кроме пастырской и преподавательской деятельности, отец Петр Беляев вел миссионерскую работу в округе, состоял членом миссионерского комитета в городе Касли.
Как писали в «Известиях Екатеринбургской Церкви», «за все время служения в Каслинском он показал себя тружеником, который с терпением и любовью нес свой пастырский крест». Кроме того, как отмечалось далее, батюшка «жил весьма скромно». В свободное от своих священнических трудов время отец Петр занимался хозяйством, благодаря чему мог не только содержать семью, но и дать образование троим детям.
Началась гражданская война. Отец Петр продолжал служить в Успенской церкви. Как и раньше, он совершал богослужения и требы, преподавал в каслинской школе.
Большевики всевозможными способами старались отвратить людей от Церкви. На митингах и демонстрациях ораторы обвиняли ее в бедственном положении страны, произносили угрозы в адрес священнослужителей… На Каслинском заводе 18 апреля (1 мая) состоялся митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся, на котором опять звучали антицерковные призывы. По рассказам очевидцев, «какими только эпитетами не наградили духовенство, и толпа внимала. В защиту Церкви и духовенства никто не выступил, поэтому ораторы и не скупились на свои бранные речи».
Но не все жители Каслей с равнодушием или одобрением слушали призывы большевиков. Напротив, когда начались гонения, многие из них, в отличие от населения других горнозаводских городов и поселков, сплотились вокруг Церкви. Храмы едва вмещали молящихся людей. Не обращая внимания на запреты властей, жители города в понедельник Светлой седмицы 6 мая 1918 года совершили крестный ход от всех приходских церквей к часовне великомученика Георгия, особо почитаемого в Каслях. Отец Петр вместе с другими священнослужителями и прихожанами заводского храма Успения Божией Матери принимал участие в этом крестном ходе. По словам очевидцев, «лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная молитвенно настроенная масса народа – все это создавало неотразимое впечатление. В воздухе неслись торжественные Пасхальные песнопения… Народ воспевал Воскресшего не только устами, но и сердцем… Какой мощью звучали слова: „Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его!“».
Пасхальная радость вселяла надежду, что смута вскоре прекратится и будет казаться в будущем всего лишь страшным сном. Но напряжение в городе с каждым днем росло, начались столкновения между красными и белогвардейцами. Через некоторое время большевики стали арестовывать священнослужителей.
16 июня отцу Петру предстояло совершить отпевание. Несмотря на опасность – за Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения, – он после Литургии проводил усопшего до самого кладбища. Когда священник вернулся домой, то сразу же был арестован. При аресте отец Петр вел себя мужественно. Сохраняя самообладание, он попрощался со своей семьей и попросил передать, чтобы его простили все, кого он вольно или невольно огорчил. Красноармейцы увели священника.
В ночь на 17 июня 1918 года иерей Петр Беляев был расстрелян. Когда утром супруга отца Петра принесла для него в штаб Красной армии хлеб, ей сказали, что арестованный переведен в Екатеринбург.
До прихода белогвардейцев семья Беляевых продолжала верить, что отец Петр жив. Его тело было обнаружено лишь после вступления в Каслинский завод в середине июля отряда чехословацких войск. Все это время – почти месяц – останки священника оставались без погребения.
Горе близких было неописуемо. Кроме всего прочего, его семья осталась без каких-либо средств к существованию. «Тяжелый крест приняла осиротевшая семья. Невольно каждый знавший покойного и его семью просили Всевышнего, чтобы Он помог перенести горе и поднять на ноги слабых детей…».
6 июля большевики расстреляли еще двух священников: отца Александра Миропольского и отца Петра Смородинцева – и с ними двадцать семь прихожан. Этих страдальцев отпевали вместе с отцом Петром Беляевым 20 июля в той самой церкви, где совсем недавно служил он сам.
«Храм был переполнен народом, а среди него гробы, гробы, гробы… жутко было смотреть, – вспоминали участники событий. – Могуче звучало пение священно-церковнослужителей: „Упокой, Господи, души усопших раб Твоих“, и казалось, что пели все присутствующие. Погребение окончилось, настала минута прощания – снова плач… он долго не смолкал. Вечная память вам, страдальцы-иереи».
Священномученик Петр Беляев был прославлен решением Священного Синода 17 июля 2002 года. Один из угодников Божиих, входящих в Собор святых Челябинской митрополии.
По материалам официального сайта Екатеринбургской епархии
НА СНИМКЕ: иерей Петр Беляев с супругой.